Опытная форма одежды железнодорожников 1954 года
Токарь Л.Н. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Совет Министров СССР, начиная очередной виток борьбы с ведомственной форменной одеждой, своим постановлением № 1390 от 5.06.1954 года отменил парадную форму работников Министерства путей сообщения. Отменялась также и повседневная форма за исключением личного состава, непосредственно связанным с движением поездов и обслуживанием пассажиров: на станциях, вокзалах, в депо, на дистанциях, участках и в других линейных организациях, в отделениях и управлениях железных дорог; для ревизорского и инспекторского состава, а также для руководящих и инженерно-технических работников центрального аппарата Министерства, непосредственно связанных с движением поездов. При этом из формы одежды исключались лампасы, кокарда, эмалевая звезда, серая армейская папаха заменялась папахой черного цвета. В преддверии подготовки этого постановления, 12 мая 1954 года министр путей сообщение Б.П.Бещев обращается с письмом к Г.М.Маленкову с просьбой сохранить установленные на транспорте форму одежды и знаки различия, подчеркивая, что введение этой формы и погон в 1943 году, а также Устава о дисциплине работников железнодорожного транспорта СССР содействовало укреплению трудовой дисциплины среди железнодорожников и сыграло положительную роль в деле улучшения работы железных дорог. При невозможности сохранения действующей формы Министерство путей сообщения вносило следующие предложения по ее изменению: а) заменить плечевые погоны – знаками различия в форме петлиц на воротниках шинели и кителя; б) установить для высшего и старшего начальствующего состава ношение вместо кителя – тужурки с открытым воротником, белой сорочкой и черным галстуком, а для среднего, младшего начальствующего и рядового состава – кителей с отложным закрытым воротником. В остальном Министерство путей сообщения полагало бы целесообразным сохранить существующую форму одежды имея ввиду необходимость обеспечить минимальные затраты при переходе на новые знаки, как со стороны государства, так и самих железнодорожников. К этому письму было приложено подробное описание новых знаков различия и изменений в форменной одежде работников железнодорожного транспорта. 1. Существовашие знаки различия – плечевые погоны заменялись знаками различия в форме петлиц, пришиваемых на концах воротника шинели, летнего пальто, тужурки или кителя установленного образца. 2. Петлицы представляли собой вытянутые прямоугольники длиной 11–12 см, шириной вместе с кантом 4 см со скошенными концами. Петлицы предполагалось изготавливать для высшего, старшего и среднего начальствующего состава из серебряного галуна, а для младшего начальствующего и рядового состава из черного сукна и окантовывать светло–зеленым сукном, петлицы генерал–директора и вице генерал–директора путей сообщения I ранга изготавливать из золотого галуна. 3. Знаки различия в зависимости от присвоенных персональных званий намечались: а) на петлицах генерал–директора путей сообщения – вышитый золотом технический знак (скрещенные ключ и молоток), окаймленный лаврово–дубовым венком с пятиконечной звездочкой в месте схождения ветвей венка. Ниже венка на поле петлиц располагался вышитый золотом и цветным шелком герб Советского Союза; б) на петлицах вице–генерал–директора путей сообщения I ранга – вышитый золотом технический знак в лаврово–дубовом венке и ниже него вышитая золотом пятиконечная звезда на фоне тонких расходящихся лучеобразно линий; в) на петлицах вице–генерал–директора путей сообщения II ранга – вышитый золотом технический знак и ниже него вдоль петлиц четыре вышитые золотом пятиконечные звезды; г) на петлицах генерал–директоров движения, тяги, пути и строительства, связи и административной службы I, II и III рангов – вышитые золотом вдоль петлиц соответственно три, две или одна звезды. В верхнем углу петлиц предполагалось расположить позолоченные латунные эмблемы, присвоенные соответствующим службам железнодорожного транспорта; д) на петлицах старшего и среднего начальствующего состава – продольные черные просветы и вышитые золотом или металлические золоченные пятиконечные звездочки в следующем количестве: для директор–полковника – два просвета и три звездочки, директор–подполковника – два просвета и две звездочки, инженер–майора – два просвета и одна звездочка, инженер–капитана – один просвет и три звездочки, инженер–лейтенанта – один просвет и две звездочки, техник–лейтенанта – один просвет и одна звездочка е) на петлицах младшего начальствующего и рядового состава – на суконном поле петлиц предполагалось нашивать из серебряного галуна нашивки соответственно присвоенным званиям: для техника I ранга – две продольных и одна широкая поперечная нашивка, для техника II ранга – одна широкая поперечная нашивка, для техника III ранга – три поперечных узких нашивки, для старшего бригадного – две поперечных узких нашивки, для бригадного – одна поперечная узкая нашивка На петлицах рядовых работников железнодорожного транспорта нашивок не устанавливалось. На поле петлиц старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава в верхней их части предполагалось прикреплять латунные эмблемы соответствующей службы железнодорожного транспорта.
4. Одновременно с заменой плечевых погонов знаками различия на петлицах предполагалось внести следующие изменения в существующую форму одежды:
а) петлицы на шинелях начальствующего состава заменить петлицами указанного в пункте 3 образца; б) для высшего и старшего начальствующего состава вместо кителя ввести ношение двубортной тужурки с открытым отложным воротником, сорочкой из белой ткани и черным галстуком; при выездах в служебные командировки разрешить ношение вместо тужурок – кителей с закрытым отложным воротником; в) для среднего начальствующего состава сохранить ношение кителя прежнего образца с заменой жесткого, стоячего воротника закрытым, отложным воротником, застегивающимся на один крючок и петлю; г) для младшего начальствующего и рядового состава ввести вместо гимнастерки ношение кителя с закрытым отложным воротником;
д) цвет летних костюмов начальствующего и рядового состава установить фактически применяемый – светло–серый, вместо светло–коричневого, предусмотренного действовавшим описанием формы одежды личного состава железнодорожного транспорта; е) эмалевую звезду красного цвета с тульи фуражек старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава удалить. Посеребряную розетку на тулье фуражек высшего начальствующего состава заменить комбинированной эмблемой на околыше фуражки; ж) шапку финку установленного образца заменить шапкой ушанкой из черного меха, как более соответствующей условиям работы на железнодорожном транспорте; з) для высшего начальствующего состава установить ношение папах из серого каракуля, а для директоров–полковников – папах из черного каракуля; и) в остальном существующую форму одежды сохранить. К этому письму был изготовлен альбом с рисунками предлагаемой формы одежды и знаков различия. К счастью альбом был сохранен до наших дней и удалось в цвете увидеть предлагаемый Министерством путей сообщения вариант. Пока в архивах не обнаружен ответ Маленкова, но и без этого мы знаем, что в результате были приняты совершенно другие знаки различия, равно как и не были сохранены персональные звания. В настоящее время известен также и другой альбом с черно-белыми фотографиями образцов формы одежды и знаков различия, где предполагалось сохранение погонов. Этот проект также не был реализован. |