ПЕРВАЯ ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА СОВЕТСКИХ РЕЧНИКОВ

(обр. 1928 года)

С.В.Кондратьев

 

История советского речного флота началась 26 января 1918 года с Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «О национализации торгового флота», в котором за подписью Председателя Совнаркома В.Ульянова (Ленина) и Управделами Совнаркома В.Бонч-Бруевича «общенациональной неделимой собственностью Советской Республики объявлены судоходные предприятия, принадлежащие: акционерным обществам; паевым товариществам; торговым домам и единоличным крупным предпринимателям, и владеющие морскими и речными судами всех типов, служащими для перевозки грузов и пассажиров, со всем движимым и недвижимым имуществом, активом и пассивом этих предприятий».

Однако в условиях создания молодой Советской Республики вопрос об установлении форменной одежды на водном транспорте встал только через 10 лет. Первая форма советских речников была установлена приказом Народного Комиссариата Путей Сообщений №418 от 9 июля 1928 года с оригинальным названием «Описание форменной одежды для лиц руководящего состава судового экипажа и береговых учреждений внутреннего водного транспорта».

В этом приказе в качестве элементов форменной одежды для специалистов водного транспорта были установлены: пальто; бушлат; пиджак двубортный; китель чёрный; китель белый; жилет; брюки и фуражка.

В качестве головного убора на водном транспорте в 1928 году устанавливается фуражка чёрного цвета, флотского образца с полупрямым лакированным козырьком. Околыш фуражки обтянут чёрной тканной тесьмой. Подбородочный ремешок (в терминах того времени «подбор») из чёрной лакированной кожи. Для капитанов судов и их помощников на головные уборы вместо ремня установлен шнур золотого цвета, прикреплённый концами к околышу двумя форменными пуговицами малого размера.

Посередине околыша крепится знак головного убора. Знак головного убора руксостава (термин 1928 года) организаций, имеющих установленный вымпел – значок вымпела размером в длину 3 см, и для прочих организаций два перекрещивающихся якоря, размером по длине якоря 2,5 см, помещённый на овальной подшивке, размером 3,5 см в ширину и 4,5 см в высоту.

Подшивка окантована шнуром серебряного цвета для машинной команды и золотого – для остального комсостава. Диаметр шнура 0,3 см.

Овальная нашивка изготавливалась:

для руксостава судов из чёрного сукна;

для административного – тёмно-синего сукна;

для инженерно-механической службы – лилового бархата;

для коммерческой службы и медперсонала – зелёного и белого сукна соответственно.

Внешний вид знаков головного убора руководящего состава судового экипажа и береговых учреждений внутреннего водного транспорта (реконструкция автора) представлен в таблице №1.

Таблица №1

Знаки головного убора руководящего состава

Руксостав судов организаций, имеющих установленный вымпел (Управление внутренних водных путей)) Руксостав машинных команд судов организаций, имеющих установленный вымпел (Северное Государственное речное пароходство) Руксостав судов прочих организаций Руксостав машинных команд судов прочих организаций Руксостав административной службы организаций, имеющих установленный вымпел (Селенгинское Государственное речное пароходство) Руксостав административной службы прочих организаций
Руксостав инженерно-механической службы организаций, имеющих установленный вымпел (Верхне-Днепровское Государственное речное пароходство) Руксостав инженерно-механической службы прочих организаций Руксостав коммерческой службы организаций, имеющих установленный вымпел (Волжское Государственное речное пароходство) Руксостав коммерческой службы прочих организаций Медперсонал организаций, имеющих установленный вымпел (Доно-Кубанское Государственное речное пароходство) Медперсонал прочих организаций

(Рисунки К.С.Васильева)

У руководителей, не относящихся к плавсоставу, знаки на головном уборе присваиваются работникам пристаней и агентств, согласно занимаемой должности по содержанию не ниже помощников капитана и механика, а для прочей береговой службы – не ниже капитана и механика.

Рис. 1 Капитан судна. Рис.2. Капитан и помощники капитана судна УВВП Рис. 3 Помощник капитана судна Рис. 4 Персонал коммерческой службы

(Рисунки автора)

Капитан на фуражке вместо чёрного кожаного подбородочного ремешка имеет шнур золотистого цвета, охватывающий знак сверху и снизу (рис. 1), а помощники капитана тот же шнур, но лежащий на козырьке ниже знака головного убора (рис.3.).

Но на судах Управления внутренних водных путей фуражка капитана и его помощников  была с одинаковым расположением шнуров, охватывающих знак снизу и сверху (рис.2.). Внешний вид головных уборов помощников капитана судов и руководящего персонала коммерческой службы организаций, не имеющих установленный вымпел представлены на рисунках 3 и 4.

Какой-либо информации о зимних головных уборах в приказе нет.

 

 
Рис. 4. Реконструкция формы одежды советских речников образца 1928г.  
1. Судовой врач в пальто  
2. Капитан судна УВВП в пиджаке  
3. Первый помощник механика в кителе  
4. Третий помощник капитана  
5.Сотрудник инженерно-механической службы службы в белом кителе.  

<Увеличить> 

 

Бушлат, установленный для работников водного транспорта пошивался из чёрного толстого сукна или драпа на тёплой подкладке, двубортный, застёгивающийся на пять форменных пуговиц наглухо, и на четыре пуговиц при открытой груди. Пуговицы большого размера. С боков по одному внутреннему карману с клапаном. Рукава – с обшлагами 12 см шириной.

Для руководящего состава в качестве верхней одежды было установлено двубортное пальто свободного английского покроя из чёрного сукна или драпа с широким отложным воротником. Под низом воротника пришивался клапан с пуговицей для закрытия горла при поднятии. Пальто застёгивалось при поднятом воротнике на 5, а при открытом на 4 форменные пуговицы большого размера. Пуговицы пришивались так, чтобы нижний ряд пуговиц находился на уровне карманов. Свободная прямая спинка стягивалась прямым хлястиком, шириной 7 см с двумя форменными пуговицами большого размера, расположенными горизонтально. С боков пальто имелось по одному внутреннему карману с клапаном. Рукава с обшлагами – 12 см ширины. Длина пальто – 10 см ниже колена.

Пиджак двубортный из чёрного сукна или из другой шерстяной материи, «типа, принятого на флоте», предположительно использовался в качестве парадной формы одежды. Позже этот элемент форменного флотского костюма назовут тужуркой. Застёгивался он на три форменные пуговицы большого размера. Пуговицы пришивались так, чтобы нижний ряд находился на уровне боковых карманов. Пиджак имел отложной воротник, обшлага шириной 10 см, застёгивающиеся на две среднего размера форменные пуговицы: верхняя пуговица пришивалась на расстоянии 3 см от верхнего края обшлага, вторая – 6 см. На левой стороне груди по бокам пришивались внутренние карманы.

В качестве повседневной формы одежды устанавливается китель обычного флотского образца из чёрного сукна или фланели, однобортный, застёгивающийся на пять форменных пуговиц большого размера. Воротник стоячий, застёгивающийся на два крючка. На груди два нашивных кармана, углы нижнего края которых закруглены; карманы прикрыты клапанами, имеющими вид фигурной скобки. Обшлага шириной 10 см. На обшлагах, на расстоянии 1,5 см от наружного шва пришиты две форменные пуговицы среднего размера; верхняя пуговица пришивается на расстоянии 3 см от верхнего края обшлага, нижняя – 6 см. Белый китель обычного флотского образца – из белой парусины.

Жилет общегражданского покроя пошивался из того же материала, что и пиджак, пуговицы форменные среднего размера.

Брюки шились из той же материи и цвета, что и пиджак и китель – общегражданского покроя, а летом из белой парусины или шерстяной материи кремового цвета.

 
  Рис. 6. Первые помощники капитана судна
 
Рис. 5 Первый помощник капитана судна  

Для отличия рода службы и должностей на судах речного транспорта были установлены отличительные знаки на воротниках форменной одежды. Отличительные знаки на воротнике белого кителя показаны на фото из коллекции В.Синёва (рис. 5). Как выглядели отличительные знаки на воротниках пиджака, бушлата и пальто показано на рисунке 6. Знаки на воротниках для руководящего состава судов состоят: из перекрещивающихся топора и якоря для судов УВВП и двух перекрещивающихся якорей для остальных организаций, а также нашивок в

виде шевронов золотого для верхней команды и серебряного цвета для нижней.

Количество нашивок шевронов устанавливалось:

капитан и механик – 4;

первые помощники – 3;

вторые помощники – 2;

третьи помощники – 1.

Лоцманы имеют один знак золотого цвета без шевронов. Внешний вид отличительных знаков (знаков различия) должностных лиц речного транспорта представлен в таблице №2.

 Таблица №2

Знаки различия руководящего состава речного транспорта обр. 1928г.

Знаки различия на воротнике кителя Знаки различия на воротнике пиджака
Капитан судов других организаций Первый помощник капитана судов УВВП
Второй помощник капитана судов других организаций Третий помощник капитана судов других организаций
Второй помощник механика судов УВВП Лоцман Первый помощник капитана судов других организаций

 

Руководящий состав береговой службы отличительных знаков на воротниках не имел.

Размеры знака по длине якорей были установлены в 3,5 см. Шевроны шириной 0,8 см, имеют угол 120 градусов, обращённый остриём вниз. Расстояние между шевронами 0,3 см, расстояние от острия шеврона до конца воротника – 1 см.

 
 

Рис. 8 Пуговица для машинной команды судов УВВП

 

<Увеличить>

 

Рис. 7 Пуговица для берегового состава и верхней команды судов госпароходств

 

<Увеличить> 

 

Для верхней команды судового экипажа и берегового состава устанавливаются форменные пуговицы золотистого цвета (рис. 7). Для машинной команды – серебряного. Все пуговицы с гладким ободком. На пуговицах членов команд судов (и агентов) Управления внутренних водных путей изображены перекрещивающиеся топор и якорь
(рис 8). Для команд государственных пароходств и прочих судоходных организаций устанавливаются пуговицы с двумя перекрещивающимися якорями.

Форменная одежда для должностных лиц судоходного надзора УВВП устанавливалась особо, однако, чем она отличалась от форменной одежды судового экипажа и руководящего берегового состава, а также каким нормативным актом вводилась, автору пока неизвестно.

Описанная в статье форменная одежда советского речного флота продержалась до 1 мая 1935 года, но это уже совсем другая история.

 

Все представленные эмблемы и изображения являются реконструкцией автора.

Выражаю признательность Токарю Л.Н. и Синёву В.В. за любезно предоставленные материалы.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.    Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26.01.1918г. «О национализации торгового флота»;

2.    Постановление Высшего Совета Народного Хозяйства РСФСР от 04.03.1918г. «О дополнении Декрета о национализации торгового флота»;

3.    Приказ НКПС СССР № 418 от 9.07.1928г. «Описание форменной одежды для лиц руководящего состава судового экипажа и береговых учреждений внутреннего водного транспорта».