От редакции: Согласно теории униформологии , знаки различия - регламентированные элементы одежды и/или самостоятельные элементы, имеющие целью обозначить принадлежность человека к определенной группе людей, имеющих общий профессиональный или общественный статус, или его положение в группе. Как правило, являются частью униформы и/или носятся вместе с ней.

Данная статья вызвала интерес наличием ряда знаков, которые несут в себе признаки знаков различия и при этом используются не в совокупности с униформой, а самостоятельно. 

Фалеристические символы знаков принадлежности предприятий Ленинграда

  Б. Ларионов

 

Одним из видов знаков различия являются знаки принадлежности, которые демонстрируют принадлежность их носящего к конкретной группе людей, коллективу, учреждению.

Ярким примером этого являются значки, которые с одной стороны являются предметом фалеристики, с другой, представляют интерес и для униформологов, занимающихся изучением гражданских ведомств.

 
 
 
   

Этапы появления таких значков в Ленинграде, начиная со второй половины прошедшего ХХ века, развитие видов и форм, автор и попытается проследить с помощью этой статьи.

Итак, по порядку.

Удивительно, но «застрельщиком» их появления в нашем городе стала торговля и, в частности, ювелирными изделиями.

 
 
 
 
 
   
 
   
 
   
 
   
 
 
 
 

В 50-60-е годы прошлого века на лацканах пиджаков и специальной одежды сотрудников  Ювелирторга была замечена миниатюра, изготовленная Ленинградскими ювелирными мастерскими, с контурами «золотого ключика» и аббревиатурой этого торга ("торг" – традиционное для советского времени сокращение названия учреждения (как правило, управления торговли), руководящего работой магазинов,  находящихся на определенной территории и имеющих ту или иную специализацию – прим. редакции) (илл.1).  Для магазинов города,  осуществлявших продажу изделий  подобного рода и уже имевших в то время своё название, были также изготовлены соответствующие значки (илл.2-3).

Этим же периодом времени датируется появление знаков  городских торгов «Леновощ» и «Ленмолоко» (илл. 4-5).

 
 
 
   
 
 
   
 
 
 
   
 
 
   
 
 

Для горожан это было, в отличие от жителей многих стран той же Европы, в новинку. До этого времени мы привыкли видеть только два вида знаков:

- служебные (например, у должностных лиц на транспорте);

- наградные (например, за самоотверженный труд на производстве).

И, естественно, ношение такого знака  в торговле подчёркивало принадлежность владельца  к важной, в сфере повседневной жизни, структуре, какой в те времена была в нашей стране торговля.

Новый вид знаков  коллекционеры-фалеристы впоследствии стали  именовать как «корпоративные».

В этот же период времени, видимо в связи с развитием производства автоматов по продаже фасованных продуктов, создаётся новый торг, заказавший для своих сотрудников корпоративный знак, но уже с Ленинградским названием: «Ленавтоматторг» (илл.6).

В 60-е годы Ленинградский завод «Ленэмальер» впервые получил заказ на изготовление  «корпоративных» миниатюр для  ряда торгов города, таких как: «Ленхозторг» (илл.7), «Ленгалан-терея» (илл. 8,9), «Ленмебельторг» (илл. 10), «Ленмясорыбторг» (илл.11), «Ленхлебторг» (илл.12).

В то время никто ещё не слышал о так называемых «тендерах», о коррупционных связях,  но между коллективами города, работавших в жанре металлической миниатюры,  шло деловое соперничество. Заказчикам же предстояло выбрать лучшее, принимая во внимание, в первую очередь, творческие параметры предлагаемых изделий.

Как следствие этого - знаки для «Ленобувьторга», «Ленторга», «Лентрикотажторга»  были выполнены Ленинградским монетным двором - ЛМД (илл. 13,14,15), для «Ленкомиссион-торга» - заводом «Русские самоцветы» (илл.16), для «Роскульторга» - заводом металлической галантереи и сувениров «Ленинградский сувенир» (илл. 17),  для Ленинградской базы спорттоваров «Роскульторга» - мастерскими управления Спортивных сооружений Ленгорисполкома (илл. 18). 

А вот где изготовили значки для «Лендиетторга» (илл.19),  «Ленфинторга (илл.20,21) из-за отсутствия на обороте товарного знака до сих пор остается неизвестным.

В 70-80-е годы  фалеристика отмечает появление нескольких видов знаков – более красочных, с усиленным креплением. На ЛМД были изготовлены миниатюры  для «Ленспортторга» (илл.22), «Ленхозторга» (илл.23), «Ленцветторга» (илл.24), торгового предприятия «Садоводство» (илл.25). Ленинградское металлофурнитурное объединение - автор знака «Петродворцовый смешанный торг» с узнаваемой скульптурой Самсона в центре (илл. 26), а  СКБ рентгеновской аппаратуры - значка «Ленкомиссионторга» (илл.27). 

Прошло ещё несколько лет.

Наряду с традиционными знаками Ленкультторга, которые по заказу руководства торга  были выполнены на  ЛМД  (илл.28), появились знаки с указанием фамилии, имени, отчества его владельца – прародители сегодняшних «бейджиков» (илл.29). На знаках, изготовленных для «Ленобувьторга», «Ленмебельторга», «Ленобувьторга» уже предусмотрено место, куда нужная информация, в том числе и о должности владельца, могла быть помещена (илл. 30, 31, 32).

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А вот весьма удивительная история со значками, предназначенными для  сотрудников районных пищеторгов города.  Кажется логичным, что их должно было быть изготовлено по количеству районов города. И, как иллюстрация, два таких значка, для Петроградского и Сестрорецкого районов города, выполненных на ЛМД (илл.33,  34).  Одинаковая символика: парящая над морской волной чайка.

 

 

А вот каких- либо достоверных данных об их авторе,  о заказах на  значки подобного рода для других районов города,  их тиражах, на сегодняшний день не имеется. В этой связи хочется обратиться к читателям с просьбой о помощи  в этих поисках.

Второй разновидностью «корпоративных» значков стали значки с указанием должности. (илл.  35, 36, 37, 38). Таким образом знаки принадлежности стали выполнять и функцию знаков рангового положения владельца знака.

Вне рамок этой статьи  оказалась  символика  крупных универмагов и универсамов города, Дома книги,  ряда магазинов, имеющих  свои названия.          

Хочется выразить уверенность, что проявленный редакцией интерес к этой теме позволит не считать тему закрытой  и в будущем  знакомить читателей с историей значков этого направления других городов и регионов России и стран СНГ.