Проект форменной одежды служащих местных портовых управлений и отдела торговых портов Главвода НКПС РСФСР (1918 год)

А.М.Волков
 

Проект форменной одежды и знаков различия, речь о котором пойдет в настоящей статье, во многом опирался на «прежние» образцы формы, с заменой и (или) исключением некоторых из них.
        Поэтому, в целях более полного понимания подходов, использованных при его разработке, представляется необходимым дать краткую характеристику предрево-люционной форменной одежды соответствующих служб морского торгового флота.
        Портовые управления, являясь государственными учреждениями, находились в ведении Министерства торговли и промышленности.
        В связи с этим, для личного состава портовых управлений применялась форменная одежда этого Министерства образца 1911 года с использованием знаков раз-личия по классным чинам в виде петлиц из черного бархата с синей суконной окан-товкой, золотыми просветами и серебряными звездочками. Эмблема ведомства – перекрещенные якорь и Меркуриев жезл золоченого цвета.
        Низшие служащие, не имевшие чинов, на сюртуке, вместо петлиц, носили только вышеуказанный знак, а на пальто и шинели – «чистые» суконные черные петлицы с синей суконной выпушкой, и с тем же знаком ведомства.
        Для портовых матросов, служащих на берегу, а также рулевых, матросов, машинистов и кочегаров, служащих на портовых судах, использовалась форменная одежда образца 1903 года с синими петлицами, со знаками различия по должностному положению в виде галунов в верхней части обшлагов, синих плечевых жгутов и серебряных гомбочек на них, а для портовых матросов, также и должностного нагрудного знака серебряного цвета. Эмблема ведомства – перекрещенные якорь и Меркуриев жезл.
        Что касается служащих Русского торгового флота, который в подавляющем своем большинстве являлся частным, то его форменная одежда была единой, установленной в феврале 1903 года (с отдельными изменениями в сентябре того же года и в феврале 1904 года), со знаками различия по должностному признаку в виде нарукавных галунных полосок золотистого или серебристого цвета, верхним галуном с завитком, а также металлическими якорями соответствующего металла в углах воротника.
        В качестве эмблемы на головной убор служащих торгового флота использовались: на тулье круглый посеребренный значок в виде кокарды гражданского образца с гладкой серединой, окруженной по краям выпуклым кольцом, на который опирается концами накладной позолоченный якорь. Служащим на судах Русского общества пароходства и торговли и общества «Кавказ и Меркурий» вместо упомянутого значка было предоставлено право носить на тулье фуражки кокарду гражданского образца и золоченую кованную Императорскую корону на околыше.
        Таким образом, в общем виде, форменная одежда и знаки различия различались в зависимости от того, предназначались ли они для гражданских чинов портовых управлений, либо для личного состава судового экипажа торгового флота, не имею-щего отношения к государственной службе и ведомственной принадлежности.
        Предполагаю, что указанный подход в целом сохранился и в первые послереволюционные месяцы, с возможным снятием портовыми матросами по собственной инициативе наплечных жгутов с гомбочками, а также с устранением служащими торгового флота из своей форменной одежды Императорской короны в соответствующих случаях.
        В связи с этим представляет интерес документ, хранящийся в фонде 3416 Главного управления водного транспорта НКПС СССР в Российском государственном архиве экономики (далее – фонд Главвода), следующего содержания (прим. автора: здесь и далее документы 1917 и 1918 годов цитируются с учетом современного правописания):

 

"Копия.

Копия телеграммы Батумского Комитета моряков торгового флота от 26 апреля с.г. за № 469/7 Министру Торговли Коновалову (прим. автора – так в тексте источника) На общем собрании моряков торгового флота 23 апреля было постановлено срочно ходатайствовать перед Вами о перемене форменной фуражки, заменив ее кепью образца английского флота с вензелем двумя якорями накрест посередине национальный флаг и две миртовые ветви остальную форменную одежду оставить старую точка В том же заседании постановлено ходатайствовать о замене всей форменной одежды служащих портовых управлений формою моряков торгового флота так как таковая необходима для полного объединения и слияния торгового флота с портовыми управлениями которые до сих пор чуждались друг друга что в обновленной свободной России не должно быть.

Батумский Комитет моряков торгового флота
Верно: за столоначальника И. Домаскинский».


Как видим, в качестве базового подхода реформирования в новых революционных условиях форменного обмундирования портовых управлений и торгового флота было предложено устранение различий в их форменной одежде путем введения для портовых служащих формы флота.
        Имеющийся в распоряжении автора архивный материал не позволяет сделать выводов о том, был ли реализован данный проект в период существования Временного правительства, в условиях формального сохранения классных чинов и общего порядка прохождения гражданской службы. Этот вопрос требует отдельного исследования с обязательным привлечением соответствующих архивных фондов, что лежит вне предмета статьи.

 

Однако наличие вышеприведенного документа в архивных фондах уже советского времени, а также анализ проекта форменной одежды и знаков различия, приводимого ниже, позволяет сделать вывод, о том, что принципы, сформулированные в телеграмме Батумского комитета служащих торгового флота еще в конце апреля 1917 года, были использованы при разработке «Проекта формы одежды для служащих в местных портовых управлениях и для служащих Отдела торговых портов» Главвода НКПС РСФСР образца 1918 года, уже в условиях упразднения прежних гражданских чинов.
        В частности, в фонде Главвода сохранилась копия Журнала № 47 восьмого заседания Центрального комитета по портовым делам Главного управления водного транспорта НКПС РСФСР, состоявшегося 9 мая (26 апреля ст.ст.) 1918 года, в ходе которого был заслушан:

«ДОКЛАД Отдела торговых портов об утверждении проекта формы одежды для служащих в местных портовых Управлениях и для служащихъ Отдела Торговых Портов.

 

Отдел Торговых Портов, в виду получаемых с мест ходатайств, об установлении формы одежды для служащих местных портовых Управлений, находит своевременным представить на усмотрение Центрального Комитета по портовым делам проект формы одежды для должностных лиц и других служащих в Портовых Управлениях. Отсутствие форменной одежды является крайне неудобным для служащих, отдающих те или иные распоряжения на основании предоставленных им законных прав. В особенности это ощущается в настоящее время, когда деятельность портов, с открытием навигации возобновляется и порты начинают посещаться как судами отечественного флота, так и иностранного. В некоторых портах уже были случаи задержки в приёме и отпуске судов, в виду необходимо-сти подтверждения портовым Управлением тех распоряжений, которые отдавались чинами порта, не имеющими форменной одежды.
        В виду изложенного, Отдел Торговых Портов признает необходимым ввести для служащих местных портовых Управлений следующую форменную одежду в соответствии с занимаемыми ими должностями, оставляя при этом право за служащими ношение партикулярной одежды вне службы.

 

1) Капитан порта – обязательно только ношение головного убора по прилагаемому образцу, что касается остальной формы одежды, то в официальных слу-чаях. Фуражка черная с прямым козырьком, прошитым золотой ниткой, как показано на рисунке. Отличие на рукавах пиджака, сюртука и пальто сохраняется такое же, как на судах торгового флота, т.е. 4–ре золот. галун. нашивки? из коих верхняя с завитком, а нижняя немного уширенная в полвершка.
         Пиджак и сюртук остаются прежнего покроя без знаков на воротнике и последний однородного сукна. Пальто видоизменяется в покрое и принимается покрой Английского свободного пальто. На пуговицах якорь и кадуцея.
        2) Помощник Капитана порта – головной убор такой же, как у Капитана порта, но без шитья на козырьке. На рукавах три галун. золотые нашивки, из коих нижняя уширенная.
        3) Портовые техники – головной убор такой же, как у капитана порта причем вместо золотого герба, серебряный и козырек без шитья. На рукавах три (прим. автора – так в тексте источника, возможно ошибочно, и имелись в виду два галуна) нашивки, из коих верхняя с завитком золот. галун., а нижняя уширенная серебряная.
        4) Портовые надзиратели – головной убор, как у всех прочих. На левом рукаве значок из красной нитки вышитый, на рукавах по одной уширенной золотой нашивке без завитка.
        5) Заведывающие работами – в портах, где явится необходимость в форме, устанавливается следующая форменная одежда. Головной убор такой же, как у капитана порта, причем вместо золот. герба – серебряный, шитье на козырьке остается золотое. Нашивки на рукавахъ те же, что и у капитана порта, из коих нижняя уширенная серебряная.

 

6) Помощники Заведывающими работами – ношение форменной одежды в тех же случаях как и для Заведывающих работами. Форменная одежда устанавливается такая же, как для помощников капитана порта.
        7) Портовые матросы – головной убор и образец фуражки такой же как у всех с вышитым гербом желтой нитки. На рукаве (левом) значок из красной нитки (якорь и кадуцея).
        Остальная форма одежды остается прежняя.
        Вместе с сим Отдел Торговых Портов признавал бы необходимым допустить ношение форменной фуражки всеми служащими Отдела Торговых Портов, причем для Заведывающих Отделами установить форменную фуражку по образцу Капитана порта, всем же остальным служащим Отдела установить форменную фуражку по образцу Помощника Капитана Порта.
        Об изложенном Отдел Торговых Портов представляет на усмотрение Центрального Комитета по портовым делам».

По вышеприведенному докладу Отдела торговых портов было принято решение: «Согласиться с докладом Отдела Торговых Портов».
        В то же время вышеуказанная копия содержит указание на то, что:

«Настоящий журнал рассмотрен Коллегией Главного Управления Водного Транспорта в заседании 8 июня 1918 г., за № 38 причем, постановлено воздержаться от украшивания служащих торговых портов, предложив им ограничиться лишь ношением установленной форменной фуражки».

   
 

Помимо вышеприведенных документов в фонде Главвода сохранился и типографский рисунок проектируемой форменной одежды (прилагается к настоящей статье).
        Имеющийся архивный материал, в объеме, выявленном автором, не дает возможности судить, было ли реализовано на практике ношение форменных фуражек вышеприведенного описания, как это предусмотрено решением Коллегии Главвода. Во всяком случае, анализ архивных дел с приказами Главвода НКПС РСФСР за 1918 год в объеме, проведенном автором, не позволил выявить нормативных документов на данную тему, что не исключает возможности их выявления в дальнейшем.

 
  Архивный рисунок проектируемой форменной одежды
(РГАЭ ф.3416, оп.1, д. 119, л. 1)
 

<Увеличить>



















В заключение необходимо отметить, что в целях обеспечения полноты восприятия описания проектируемой форменной одежды, приведенного в Журнале заседания Центрального комитета по портовым делам и изобилующего отсылками к использованию предметов «прежнего образца», автор посчитал возможным, на основании имеющихся источников, составить реконструкцию попредметного описания форменной одежды и знаков различия применительно к каждой должности работников Портовых управлений Главвода НКПС РСФСР, для которых предусматривалось ввести форменную одежду, а также изготовить прилагаемые к статье рисунки.





     Источники:

1) Российский государственный архив экономики, ф. 3416, оп. 1, д. 119, л. 1; д. 291, лл. 53, 53об, 54, 55; д. 314, л. 2;
2) Полное собрание законов Российской Империи, Собр. III, №№ 22575, 23323, 23422, 23995, 35814;
3) Сборник узаконений и административных распоряжений, относящихся до торгового мореплавания и торговых портов, Пг., 1914 г.