ФОРМА ОДЕЖДЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ
РУССКИХ МОРСКИХ ИНЖЕНЕРОВ
1886-1907гг.

К.С.Васильев

 

Когда я в детстве читал книги Станюковича, помню, я был очень удивлён, что штурмана Российского императорского флота в описываемое время имели не морские, а сухопутные чины. Казалось бы, что нет более морской профессии, чем штурман. Потом я узнал, что не только штурмана, но и почти все морские специалисты (артиллеристы, механики, кораблестроители) не считались морскими офицерами. Все они числились в "Корпусах морского ведомства": Корпус флотских штурманов, Корпус морской артиллерии, Корпус корабельных инженер-механиков и Корпус корабельных инженеров. Офицеры этих корпусов имели сухопутные чины. Получалось, что к середине  XIX века морскими офицерами могли считаться только те, кто "драл глотку возле мачты".  Многие источники говорят даже о «снисходительно-барском» отношении строевых офицеров к навигаторам, и тем более к инженерам, которые зачастую происходили не из дворян, а из разночинцев. Но с отмиранием парусного вооружения значение этих специальностей резко возросло и в середине 1880-х годов императором Александром III была произведена масштабная реорганизация Морского ведомства. Корпуса морской артиллерии и флотских штурманов были упразднены. Эти должности стали замещаться строевыми офицерами, Корпуса же корабельных инженеров и  инженер-механиков были реорганизованы.

Однако эта реорганизация носила довольно странный характер. Высочайше утверждённым Положением о корабельных инженерах и инженер-механиках флота (далее Положение) (Полное собрание законов Российской Империи, собр.3, т.6, №3701 от 15 мая 1886г.) было установлено, что:

"1. Корабельные  инженеры и инженер-механики флота образуют два отдельных корпуса, на которые распространяется действие военно-морских узаконений.

2. Корабельные инженеры и инженер-механики флота, во время состояния на военно-морской службе в чины не производятся. Взамен чинов, означенным лицам присваиваются пять званий, сохраняемых ими как на действительной службе, так и в запасе. Звания сии суть: 1) по корпусу корабельных инженеров: а) Инспектор кораблестроения, б) Старший Судостроитель, в) Младший Судостроитель, г) Старший Помощник Судостроителя и д) Младший Помощник Судостроителя; 2) по корпусу инженер-механиков флота: а) Инспектор механической части, б) Флагманский Инженер-Механик, в) Старший Инженер-Механик, г) Помощник Старшего Инженер-Механика и д) Младший Инженер-Механик."

Статьёй 4 этого Положения было установлено соответствие званий корабельных инженеров и инженер-механиков флота морским чинам, которое определяло их права в части довольствия и при выходе в отставку и переводе в иные ведомства. При этом статьёй 3 указывалось, что при выходе в отставку и переводе в иные ведомства они переименовывались в соответствующие гражданские чины. (См. таблицу.)

К Положению было приложено Высочайше утверждённое Мнение Государственного Совета, согласно которому при введении в действие Положения генералы корпусов  корабельных инженеров и инженер-механиков не перечисляются во вновь введённые звания, а сохраняют прежние чины и содержание. Прочие же чины переименовывались в должностные звания (с некоторыми уточнениями) в соответствии с прежним воинским чином (см. таблицу).

Воинский чин до 1886г. Должностное звание по ст.2 Положения Соответствующий морской чин по ст.4 Положения Гражданский чин при выходе в отставку или переходе в иные ведомства по ст.3 Положения

По корпусу корабельных инженеров

  Инспектор кораблестроения Контр-адмирал Действительный статский советник
Полковник Старший Судостроитель Капитан I ранга

Коллежский советник

Подполковник,
Капитан
Младший Судостроитель Капитан II ранга

Надворный советник

Штабс-капитан,
Поручик
Старший помощник судостроителя Лейтенант

Титулярный советник

Подпоручик Младший Помощник Судостроителя Мичман Коллежский секретарь
По корпусу инженер-механиков флота
  Инспектор механической части Контр-адмирал Действительный Статский советник
Полковник Флагманский Инженер-Механик Капитан I ранга

Коллежский советник

Подполковник,
Капитан
Старший Инженер-Механик Капитан II ранга

Надворный советник

Штабс-капитан,
Поручик
Помощник Старшего Инженер-Механика Лейтенант

Титулярный советник

Подпоручик Младший Инженер-Механик Мичман Коллежский секретарь

 

Для лиц, проходящих службу в корпусах корабельных инженеров и инженер-механиков флота была установлена форма одежды и знаки различия по должностным званиям. Форма одежды в общем совпадала с формой офицеров флота (Полное собрание законов Российской Империи, собр.3, т.6, №3828 от 16 июня 1886г.).

Отличие состояло в воротниках и обшлагах рукавов мундиров, виц-мундиров и сюртуков из черного бархата. Из бархата строились и воротники плащей (пальто). На воротниках мундиров имелись красные "ученые" выпушки. На обшлагах рукавов мундиров, виц-мундиров и сюртуков корабельных инженеров также имелись красные канты. Фуражка осталась прежней: с белым кантом по тулье и с чёрным бархатным околышем с двумя красными кантами. Металлический прибор был весь серебряный, кроме портупеи кортика. Пуговицы у инспекторов были адмиральские, у остальных званий особого образца, введённого ещё в 1830г., с якорем и перекрещенными топорами, хотя некоторые исследователи, например А.Низовский, полагают, что пуговицы были общефлотского образца, с якорем. Инспекторам полагались шляпы с генеральской петлицей и (при парадной форме) серебристые галунные лампасы на шароварах. В качестве холодного оружия корабельным инженерам и инженер-механикам флота был установлен только кортик.

Знаки различия (наплечные отличия) как корабельных инженеров и инженеров-механиков флота этим узаконением были установлены в виде поперечных погон из серебряного галуна на красном подбое, с вышитыми золотыми звёздочками. Интересно, что в образцовом рисунке к этому узаконению высшие звания названы не так, как в Положении: Инспектор механической части назван Инспектором в портах, а Инспектор кораблестроения назван Главным инспектором.

Эти наплечные отличия были похожи на погоны отставных флотских офицеров (самим корабельным инженерам и инженер-механикам флота по выходу в отставку никаких наплечных отличий иметь не дозволялось). Возможно поэтому в 1892г. для корабельных инженеров были введены узкие продольные погоны по образцу погон военных медиков (Приказ по Морскому Ведомству №58 от 31 марта 1892г.) . Такие же погоны, этим же приказом, получили и инженер-механики флота, которым, кроме того, в 1896г. (Приказ по Морскому Ведомству №75 от 14.05.1896г.) были введены и эполеты, тоже по образцу военно-медицинских, но с галунным полем. В остальном форма одежды осталась без изменений.

В 1899г. были введены новые "Высочайше утвержденные 12 апреля 1899 года Правила о формах одежды для адмиралов, генералов, штаб- и обер-офицеров, медицинских и гражданских чинов морского ведомства а также для корабельных инженеров, инженер-механиков флота, инженеров и техников морской строительной части, правила ношения орденов, медалей и знаков отличия." (Полное собрание законов Российской Империи, собр.3, т.9, №16753 от 12 апреля 1899г.)

Этими Правилами  для корабельных инженеров и инженер-механиков флота были установлены парадная и обыкновенная формы.

Для парадной формы инженер-механиков флота были установлено ношение мундира с эполетами и орденами, шляпы, кортика. Для корабельных инженеров полагался мундир с погонами.

При обыкновенной форме носился сюртук с белым жилетом и галстуком с узким бантом, шляпа и кортик. У корабельных инженеров сюртук носился с погонами, у инженер-механиков – с эполетами.

Береговой походной формы корабельным инженерам и инженер-механикам флота не полагалось.

При всех служебных занятиях и вне службы полагалось носить сюртук с погонами и фуражку. Сюртук мог носиться как с белым, так и с черным жилетом. Галстук мог быть как с узким бантом, так и принятого теперь типа, то, что сейчас называется "самовяз". В летнее время  сюртук дозволялось заменять на китель.

На судах и кораблях на ходу можно было носить сюртук с погонами, китель или укороченное пальто (тужурку, по покрою не отличающуюсяся от матросского бушлата). Инженер-механикам разрешалось носить китель или укороченное пальто также при всех занятиях на судах и при работах в порту и на заводах. На миноносцах и миноносках, поскольку на этих кораблях офицерские каюты были маленькими,  разрешалось быть в сюртуках и укороченных пальто во всех случаях.

В 1904г. для всех чинов морского ведомства были введены пуговицы единого образца с гербом, наложенным на перекрещенные якоря (Полное собрание законов Российской Империи, собр.3, т.25, №25147 от 27 сентября 1904г.).

 Эта форма и знаки различия просуществовали до следующих реорганизаций корпусов. В 1905 году  для инженер-механиков были введены воинские чины, а в 1908 году  корабельные инженеры опять приравнены к прочим офицерам флота, служившим «по Адмиралтейству», как это было до 1886 года. В 1913 году инженер-механикам были присвоены морские чины с добавлением к ним «инженер-механик».

 

Благодарю А.И.Кузнецова и К.Н.Сологуба за оказанную помощь.

 

Литература:

Полное собрание законов Российской Империи, собр.3, т.6, №3701 от 15 мая 1886г.

Полное собрание законов Российской Империи, собр.3, т.6, №3828 от 16 июня 1886г.

Полное собрание законов Российской Империи, собр.3, т.9, №16753 от 12 апреля 1899г.

Полное собрание законов Российской Империи, собр.3, т.25, №25147 от 27 сентября 1904г.

Приказ по Морскому Ведомству №58 от 31.марта 1892г.

Приказ по Морскому Ведомству №75 от 14.мая 1896г.

А.Ю.Низовский "Русские форменные пуговицы, 1797-1917", "Родонит", М., 2008г.

Таблицы А.И.Кузнецова.