Форменная одежда личного состава судоходного надзора на внутренних водных путях СССР
(1925 год)

 А.М. Волков

Согласно Правилам о местном судоходном надзоре на внутренних водных путях сообщения, объявленным приказом Главного начальника путей сообщения от 21 марта 1923 г. № 1427 указанный судоходный надзор «учрежден для»:

а) осуществления всех видов контроля за правильным пользованием судоходными и сплавными реками, пристанями и бечевниками;

б) наблюдения за порядком и безопасностью судоходства и сплава, а также за точным выполнением всеми судоходными предприятиями законов и распоряжений Правительства, касающихся судоходства;

в) для содействия к успешному производству судоходства и сплава;

г) для непосредственного заведывания порядком на пристанях.

В круг ведения судоходного надзора «на линии» вышеупомянутыми Правилами было включено значительное число разнообразных надзорных функций в сфере судоходства по внутренним водным путям, таких как, например: надзор за плаванием всех видов судов и плотов и за сплавом россыпью лесных материалов, за исправным состоянием фарватера, подхода к пристаням, проходов под мостами, а также за достаточностью, правильностью и исправностью обстановки пути, наблюдение за своевременным предъявлением паровых котлов и судов к осмотру, за своевременным освидетельствованием таковых подлежащими организациями, за выполнением предписаний, сделанных техническим надзором по осмотру котлов и целого ряда иных надзорных функций.

При этом Правила предусматривали, что «Начальником службы судоходного надзора и руководителем деятельностью сотрудников этого надзора состоит непосредственно подчиненный Начальнику Местного Управления Внутренних Водных путей Окружной начальник судоходного надзора с правами Помощника Начальника Управления Внутренних Водных Путей и его заместителя по всем вопросам, входящим в круг ведения Судоходного Надзора», а «службу судоходного надзора на местах составляют Окружные Начальники судоходного надзора, Районные начальники, Начальники пристаней, участковые надзиратели, старшие и младшие надзорщики».

В связи с этим, представляется вполне логичным, что для указанной службы НКПС СССР была введена форменная одежда и знаки различия в виде должностных нагрудных знаков.

 
Приказ НКПС СССР от 3 марта 1925 г. № 6688
Нагрудный знак для руководящих работников судоходного надзора Нагрудный знак для надзорщиков
Эмблема на фуражки личного состава судоходного надзора Форменная пуговица для формы судоходного надзора
 

А.М.Волков © 2015г.

В частности, приказ НКПС СССР от 3 марта 1925 г. № 6688 «Об установлении формы одежды для работников судоходного надзора на внутренних водных путях СССР и присвоения им нагрудного знака» предусматривал:

«Объявляя описание формы одежды для работников судоходного надзора на внутренних водных путях СССР и описание и рисунки нагрудных знаков для судоходного надзора, приказываю при изготовлении на местах формы одежды и нагрудных знаков для работников судоходного надзора в точности руководствоваться объявляемыми при сем описанием и рисунками. Изготовление нагрудных знаков для надзорщиков произвести за счет Центрального Управления внутренних водных путей, а изготовление нагрудных знаков для остальных работников судоходного надзора и изготовление одежды для судоходного надзора производится в порядке добровольности за собственный счет».

В приложении к упомянутому приказу приводилось «Описание формы одежды и нагрудного знака, установленные для работников судоходного надзора на внутренних водных путях СССР» следующего содержания:

«1. Головной убор фуражка английского образца, околыш черного сукна, тулья из голубого сукна, окантовка как на околыше, так и на тулье красного сукна. На околыше – значок из белого металла размером в 4 сантиметра в диаметре, изображающий перекрещенные топор и якорь.

2. Одежда Бушлат и брюки черного сукна, на бушлате пуговицы из белого металла со знаком, изображающим перекрещенные топор и якорь. На летнее время китель из легкой материи защитного цвета.

Предварительный вариант формы одежды Судоходного надзора

(Приказы НКПС СССР от 3 марта 1925 г. № 6688
и от 25 апреля 1925 г. № 7010
)

Бушлат Китель

<Подробнее>

<Подробнее>

 

А.М.Волков © 2015г.

 

3. Нагрудный знак – для Окружных и Районных Начальников судоходного надзора, пристанских начальников и их помощников, судоходных надзирателей – овальной формы, размером 3 ´ 4 сантиметра из белой эмали, помещенные в розетке малинового цвета, также эмалевой. От края знака – кайма шириной в 6 миллиметров, по которой идет надпись голубого цвета: "НКПС – Судоходный Надзор". Перед и после надписи "НКПС" пятиконечные эмалевые звезды малинового цвета. В центре овала в верхней части изображение золотом серпа и молота, а в нижней части золотой же значок, изображающий перекрещенные топор и якорь.

4. Нагрудный знак для надзорщиков – из белого металла овальной формы диаметром 5 ´ 6 сантиметров. От края знака – кайма шириной в 1 сантиметр, по которой идет надпись "надзорщик – судоходный надзор". Перед и после слова надзорщик пятиконечные звезды диаметром в ½ сантиметра. В центре овала в верхней части изображение серпа и молота диаметром в 2 сантиметра, а в нижней части значок, изображающий перекрещенные топор и якорь диаметром 1½ сантиметра. Как надпись, так и значок выпуклые».   

 

Предварительный вариант фуражки Судоходного надзора

(Приказы НКПС СССР
от 3 марта 1925 г. № 6688
и от 25 апреля 1925 г. № 7010
)

 

Окончательный вариант фуражки Судоходного надзора

(Приказ НКПС СССР
от 3 июля 1925 г. № 7301
)

<Подробнее>

А.М.Волков © 2015г

Следует отметить, что приказом НКПС СССР от 25 апреля 1925 г. № 7010 в описание головного убора работников судоходного надзора, утвержденное 3 марта того же года, было внесено некоторое уточнение:

«Объявленное приказом НКПС от 3 марта с.г. (Офф. Отд. № 682, Код. 6688) описание головного убора для работников судоходного надзора на внутренних водных путях Союза ССР, приказываю дополнить указанием, что на тулье головного убора, над козырьком, прикрепляется черный кожаный лакированный подбородочный ремешок с пуговицами из белого металла по краям с изображением на них перекрещенного топора и якоря».

Как видно из вышеприведенного описания форменной одежды, наиболее заметным отличием для работников судоходного надзора в форменной одежде стала «цветная» фуражка, причем с достаточно необычным для путейского ведомства сочетанием приборных цветов.

К сожалению, в документах НКПС СССР, хранящихся в Российском государственном архиве экономики, во всяком случае, в той части, которую удалось выявить автору, не содержится пояснений причины выбора указанной расцветки фуражки при разработке форменной одежды.

Вместе с тем, имеющиеся архивные документы свидетельствуют о вызванных таким выбором трудностях в организации вещевого снабжения личного состава судоходного надзора, потребовавших принятия со стороны НКПС СССР оперативных мер и внесения соответствующих изменений в описание форменной одежды. 

В частности Центральное управление внутренних водных путей НКПС СССР обратилось с докладом на имя Наркома путей сообщения СССР от 12 июня 1925 г. № 3/5/3727 «Об изменении приказа об установлении формы для лиц Судоходного Надзора», в котором отмечалось следующее:

«При проведении в жизнь приказа от 3/III-с.г. № 6688 об установлении формы фуражки для агентов судоходного надзора встретились затруднения прежде всего потому, что в большинстве мест нет возможности найти голубого сукна, а также и потому, что общее сочетание цветов утвержденной формы, не давая ясного отличия служащего на путях сообщения, в то же самое время дает возможность смешивать форму с формой воинских частей.

Окончательный вариант формы одежды Судоходного надзора

(Приказ НКПС СССР от 3 июля 1925 г. № 7301)

Бушлат Китель

<Подробнее>

<Подробнее>

 

А.М.Волков © 2015г.

 

Ввиду изложенного ЦУВОДПУТЬ считает необходимым изменить сочетание цветов фуражки судонадзора, заменив голубой цвет верха фуражки зеленым, а красный кант, белым; эти сочетания, как принятые вообще в путейском ведомстве и отдельно на речном транспорте, вполне соответствовали бы тем целям, в интересах коих и утверждена отличительная форма.

Прилагая при сем проект приказа Цуводпуть просит его утвердить».

На основании вышеуказанного предложения был издан приказ НКПС СССР от 3 июля 1925 г. № 7301 «Об изменении описания головного убора, установленного для работников судоходного надзора на внутренних водных путях СССР», которым предусматривалось:

«В частичное изменение описания форм головного убора для работников судоходного надзора (объявленного приказом от 3 марта с.г., Оф. Отд. № 682, код. 6688) приказываю произвести следующее изменение: голубой цвет сукна тульи заменить зеленым, а окантовку как на околыше так и на тулье красный цвет сукна заменить белым».

Выявленные к настоящему времени архивные документы не позволяют сделать точных выводов относительно временного периода употребления судоходным надзором форменной одежды с должностными нагрудными знаками и «цветными» фуражками, введенной в 1925 году.

Пока в предварительном порядке не следует исключать такую возможность до начала 30–х годов, когда водный транспорт был выделен из системы НКПС СССР в самостоятельное управление, образован Народный комиссариат водного транспорта СССР, и личный состав судоходного надзора получил единую для всех работников НКВТ СССР форменную одежду. Данный вывод не исключает возможности последующего обнаружения архивных документов, свидетельствующих о более ранней отмене и (или) пересмотре форменной одежды, введенной в 1925 году.

Следует также отметить, что как к подлинному приказу НКПС СССР от 3 марта 1925 г. № 6688, хранящемуся в архивных фондах, так и к его печатному экземпляру, помещенному в «Официальном отделе Вестника путей сообщения» за 1925 год, предусмотрено приложение лишь схематичных изображений должностных нагрудных знаков судоходного надзора. При этом не выявлено положений, регламентирующих порядок ношения должностных нагрудных знаков.

В то же время автору показалось интересным на основании имеющегося описания реконструировать в рисунках, прилагаемых к настоящей статье, полный внешний вид форменной одежды судоходного надзора образца 1925 года.

Источники:

Российский государственный архив экономики, фонд 1884, опись 40, дело 109, лл. 107-116; дело 176, лл. 190–193; дело 181, л. 122; дело 184, лл. 146-147;

«Официальный отдел Вестника путей сообщения» за 1923 и 1925 годы.

 

Все права на рисунки, приложенные к настоящей статье принадлежат А.М. Волкову