УНИФОРМЫ ЯХТ- КЛУБОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

НЕВСКИЙ ЯХТ- КЛУБ

К.С.Васильев

 

 

 

Великий князь Александр Михайлович и великая княгиня Ксения Александровна.

Фото из Интернета

 В 1894г. по инициативе некоторых любителей морского спорта состоялось учреждение Невского яхт-клуба. Звание почётного пожизненного командора принял видный деятель Российского флота великий князь Александр Михайлович (1866-1933гг.). Его супруга, сестра императора Николая II, великая княгиня Ксения Александровна (1870-1960гг.) приняла клуб под своё покровительство.

 1 мая 1895г. император Николай II утвердил Устав Невского яхт-клуба с присвоением клубу наименования: Высочайше утверждённый Невский яхт-клуб, состоящий под Августейшим покровительством Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ксении Александровны.

 Официальной целью Невского яхт-клуба были провозглашены развитие парового и парусного спорта, путем содействия, включая субсидирование, спортивного судостроения и спортивного мореплавания. Яхт-клубу разрешалось также снаряжать морские научные экспедиции.

 На рубеже XIX-XX веков морской спорт, который и сейчас является весьма затратным, был уделом не просто состоятельных, а богатых и очень богатых людей. В членах клуба числились многие члены императорской фамилии, включая Императора Николая II. Среди членов клуба были и известные специалисты морского и военного дела, как, например, адмирал С.О.Макаров.

 
1. Знак Невского яхт-клуба на фуражки членов яхт-клуба и команд судов.  
2. Пуговица на тёмно-синий костюм членов яхт-клуба  
3. Пуговица на белый костюм членов яхт-клуба  
4. Пуговица на форму вольнонаёмных команд Невского яхт-клуба.  

 Яхты были крупными (по сравнению с современными) парусными и паровыми судами, обслуживаемыми довольно многочисленными наёмными командами. Я уж не говорю о паровых яхтах августейших особ и богатейших предпринимателей, которые также ходили под флагами яхт-клубов. Кроме того под флагом Невского яхт-клуба ходила и парусно-паровая шхуна "Заря", на которой была совершена Русская полярная экспедиция под руководством барона Э. В. Толля в 1900-1902 гг.

 Уставом Невского яхт-клуба была установлена форма одежды, как для членов клуба, так и для вольнонаёмных команд судов клуба. Этот Устав ещё дважды (в 1898 и 1902 гг.) переиздавался, но форма практически на изменилась. Кроме того, форма одежды Невского яхт-клуба послужила образцом для многих подобных организаций Российской империи.

 Для членов клуба и вольнонаёмного командного состава судов (капитаны, шкиперы, штурманы, механики и их помощники) была установлена единая форма одежды, состоящая из двубортного гражданского костюма-тройки (скорее всего произвольного покроя) тёмно-синего или белого цвета и форменной фуражки. При этом, форменные пуговицы на пиджаке и жилете членов клуба были установлены черного (для синего костюма) или белого (для белого костюма) цвета. Пуговицы полагались матовые с полированным ободком и полированным знаком Невского яхт-клуба. У всего вольнонаёмного состава команд судов пуговицы были металлические позолоченные.

   
 

Форменная пуговица Невского яхт-клуба

Фото из Интернета

 
 
1.Форма одежды членов Невского яхт-клуба  
2.Форма одежды вольнонаёмных матросов судов Невского яхт-клуба.  

<Увеличить>

 
 
1. Форма вольнонаёмного командного состава судов Невского яхт-клуба.  
2. Матрос судна Невского яхт-клуба в фуфайке.  

<Увеличить>

 

 Фуражка для членов и командного состава клуба полагалась английского покроя темно-синего цвета с околышем, обтянутым, черной шёлковой лентой. На околыше размещался знак клуба. Для белого костюма фуражка полагалась белая с околышем, обтянутым белой лентой.

 Для должностных лиц Невского яхт-клуба были установлены знаки различия в виде узких галунных нашивок вокруг обшлагов рукава. Почётному командору полагалось четыре нашивки, командору – три, вице-командорам – две и членам комитета клуба – одна. Полагаю, что реально эти знаки различия носили только вице-командоры и члены комитета, поскольку почётный командор и командоры были военнослужащими, а им на территории Российской империи ношение штатского платья воспрещалось.

 
  1. Член Невского яхт-клуба в пальто.
  2. Боцман судна Невского яхт-клуба в укороченном пальто (бушлате).
 

<Увеличить>

 
  1. Член Комитета Невского яхт-клуба в белом костюме
  2. Матрос судна Невского яхт-клуба в белой форме.
 

<Увеличить>

 В холодное время разрешалось носить тёмно-синее пальто с пуговицами и знаками различия, такими же, как на пиджаке

 Вольнонаёмным матросам Уставом было предписано носить тёмно-синюю фланелевую рубаху с тёмно-синими брюками или белую. форменную рубаху с белыми брюками. Поскольку в Уставе клуба ничего не говорилось о цвете воротника и обшлагов форменки, то можно считать, что матросский воротник всегда делался из той же ткани, что и рубаха. На левом рукаве фланелевки и форменки вышивался красным шёлком знак клуба. Над ним вышивались угловые нашивки по одной за каждые два года службы на данной яхте или у данного судовладельца, но не более трёх нашивок. Вместо фланелевки могла носиться тёмно-синяя фуфайка с названием яхты на груди. Нарукавный знак в этом случае не носился.

 В холодное время года матросами носилось тёмно-синее двубортное укороченное пальто (бушлат) с медными форменными пуговицами и знаком на рукаве, таким же, как и на фланелевке.

 Матросы носили фуражку без козырька по флотскому образцу тёмно-синего цвета без кантов. На околыше носилась чёрная лента с названием яхты. С белой формой носился белый чехол на тулье. Вероятнее всего, на бескозырке никакой эмблемы не носилось.

 Боцманы и старшие машинисты имели ту же форму, что и матросы, но вместо бескозырки носили фуражку английского образца со знаком клуба без украшающих его ветвей. Нарукавные знаки вышивались золотом.

 

 

Примечание автора: в иллюстрациях использованы подлинные названия судов Невского яхт-клуба.

 

 

 Литература:

 1. Полное собрание законов Российской империи, собр.3, т.15, №11615 от 1 мая 1895 г.

 2. Полное собрание законов Российской империи, собр.3, т.18, №15053 от 16 февраля 1898 г.

 3. Полное собрание законов Российской империи, собр.3, т.22, №21172 от 4 марта 1902 г.

 4. Материалы сети Интернет.