Проекты знаков различия ОАО «РЖД» 2007 года.
Л.Н.
Токарь
С приходом нового руководителя ОАО «РЖД» продолжило работу по созданию новой символики, в том числе форменной одежды и знаков различия работников.
|
|
Письмо вице-президента ОАО "РЖД" Г.В.Корнилова в геральдический совет при президенте Российской Федерации
|
|
<Весь документ> |
|
В мае 2007 года вице-президент компании Г.В.Корнилов обратился с письмом в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации с просьбой оказать содействие в разработке новых знаков различия для новой форменной одежды.
Необходимо отметить, что форменную одежду разрабатывала известный модельер Виктория Андреянова.
Государственный герольдмейстер Г.В.Вилинбахов поручил эту работу автору.
|
|
|
Проект нарукавного знака, выполненный ОАО "РЖД". 2007 г.
|
|
<Увеличить> |
К моменту заключения договора компания имела несколько эскизов нарукавного знака принадлежности, которые и были вначале взяты за основу для дальнейших образцов.
Основными требованиями, выдвинутыми ОАО РЖД, были требования по максимальному использованию в знаках различия фирменных цветов – красного и серебристого (белого), а также полный отказ от погон.
Не воспринимались и пятиконечные звезды в качестве знаков различия, в связи с аналогичностью со звездами Вооруженных сил РФ.
|
|
Опытные нарукавные знаки, изготовленные ООО "Нева-Прогресс". 2007 г. (Из коллеции автора)
|
|
<Увеличить> |
|
Как уже было отмечено выше, существовал эскиз нарукавного знака принадлежности к компании, поэтому решено было доработать его.
В качестве основных элементов знаков различия было решено использовать рисунок шитья, установленного для МПС по Положению о гражданских мундирах 1834 года – виноградные листья и цепь.
С самого начала работ в качестве партнеров по изготовлению опытных образцов были приглашены питерские фирмы –ООО «Нева-Прогресс» и ОАО «Металлист» в лице их генеральных директоров Антона Борисовича Белякова и Светланы Иосифовны Лощ.
Для рассмотрения руководству было представлено несколько вариантов нарукавного знака, однако все они были отклонены с замечанием о чрезмерной перегруженностью знаков и несовершенством формы знака.
Кроме того было принято решение о том, что высший состав вообще не будет носить нарукавного знака принадлежности к компании.
В процессе дальнейшей работе были предложены и другие варианты формы нарукавного знака. В окончательном варианте предложено было остановиться на овальной форме с логотипом компании и наименованием филиала.
В качестве знаков различия должностного положения были предложены два варианта – петлицы и нарукавные знаки.
Вариант с петлицами был отклонен сразу же и было предложено продолжить совершенствование нарукавных знаков различия.
|
|
|
Авторские варианты знаков различия в виде петлиц. 2007 г.
|
|
<Все варианты> |
При этом отклонялась система состоящая из только галунных нарукавных нашивок, предлагалось разработать комбинированные знаки различия. Таким образом, в процессе разработки, заказчик вновь вернулся к идее использования звезд, т.к. другая форма знаков различия его не устроила.
Единственным требованием осталось требование резкого отличия от звезд, используемых в ВС РФ.
Варианты были предложены, в том числе и в виде звезд, используемых на погонах и петлицах чиновников Российской империи.
В качестве галунной составляющей нарукавных знаков была предложена система, уже использовавшаяся в гражданских ведомствах – галун особого «гражданского» рисунка для высшего состава, две галунные полоски для старшего состава и одна полоска – для среднего и младшего состава. В одном из вариантов для старшего, среднего и младшего состава предлагалось использовать вместо галунов изображение цепи, но это не встретило поддержки у руководства РЖД.
|
|
|
Авторские варианты базовых нарукавных знаков различия. 2007 г.
|
|
<Все варианты> |
При этом выяснилось, что высший состав компании имеет такую категорию должностей, как вице-президенты. Учитывая, что в этом случае ряд знаков различия увеличивается до шести, было предложено визуально выделить вице-президентов дополнительным элементом на знаках различия, позволяющим очень четко выделить их из основной массы высшего состава. Так родилась виноградная веточка над галуном.
|
|
Авторские варианты рукавных знаков различия с отработкой формы звезд. 2007 г.
|
|
<Все варианты> |
|
После рассмотрения вариантов заказчиком за основу были приняты нарукавные знаки со звездно-галунной системой, при этом с внешним видом звездочки уже возникла ясность, оставалось лишь довести ее до приемлемого варианта.
Одной из проблем явилось размещение знаков различия на рубашках (блузках), а также на предметах одежды, где на рукаве имеется манжета.
|
|
|
Авторские варианты наплечных знаков различия в виде муфт. 2007 г.
|
|
<Все варианты> |
Первоначальный вариант с размещением знаков различия на погонах-муфтах вызвал резкое неприятие у руководства компании, поэтому от него сразу же пришлось отказаться.
Размышляя о месте размещения знаков различия автор пришел к варианту их нагрудного использования. В данном случае на груди размещалась уменьшенная копия нарукавного знака различия. Идея пришлась по душе заказчику и была внедрена в жизнь.
|
|
Варианты размещения нагрудных знаков различия. 2007 г.
|
|
<Увеличить> |
|
Не меньших усилий стоила разработка знака на головной убор. Представленный первоначальный классический вариант был отклонен с замечанием, что кокарда напоминает пивную пробку….
Далее поступила просьба учесть мнение одного из вице-президентов компании, которому хотелось бы видеть на эмблеме к головному убору изображение локомотива, как на эмблеме 1932 года.
Варианты были предложены, но даже еще в графическом изображении не вызвали симпатии.
Поиски формы кокарды продолжались, единственное, что стало ясно заказчику – это использование на кокарде официально утвержденной символики ОАО «РЖД».
|
|
Опытные экземпляры кокард, изготовленных ОАО "Металлист". 2007 г.
|
|
В процессе разработки ОАО «Металлист» изготовило два комплекта опытных кокард ОАО «РЖД», однако в дальнейшем эти варианты не были приняты и комплекты сразу же превратились в коллекционную редкость. Могу добавить от себя, что оба комплекта находятся в ОАО «РЖД».
|
|
|
Технологические образцы ООО "Нева-Прогресс" в процессе отработки внешнего вида звезд и фактуры галунных полосок. 2007 г. (Из коллекции автора)
|
|
<Увеличить> |
По результатам работы был разработан базовый вариант знаков различия:
- нарукавный знак принадлежности к компании в виде овального контура красного цвета на ткани цвета предметов одежды с логотипом РЖД и наименованием филиала;
- знаки различия должностного положения в виде сочетания галунов и звезд на ткани цвета верха одежды с размещением на рукавах или на груди;
- кокарда классического образца с официальными символами ОАО «РЖД».
В дальнейшем при «шлифовке» базового варианта на нарукавных знаках принадлежности были убраны наименования филиалов, звезды претерпели небольшие изменения, а на кокарде появился серебристый технический знак на красном фоне.
|