Проекты знаков различия ОАО «РЖД» 2004 года.

Л.Н. Токарь

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года № 585 было создано ОАО «РЖД». 1 октября 2003 года РЖД приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации функции управления железнодорожным транспортом, за МПС оставались лишь функции государственного регулирования.

Указом президента от 9 марта 2004 года МПС было упразднено.

Начало работы по разработке новых образцов форменной одежды и знаков различия было положено еще постановлением расширенного заседания Коллегии МПС России N2 от 31.01-01.02.2003 г., которое предписывало разработать единый корпоративный стиль, предусматривающий применение узнаваемых элементов в оформлении подвижного состава, вокзалов, станций и других общественных зданий и сооружений отрасли, при изготовлении специальной и форменной одежды, оформлении документов.

   
Показ моделей форменной одежды в депо Киевского вокзала. г.Москва, август 2004 г.   Показ моделей форменной одежды в депо Киевского вокзала. г.Москва, август 2004 г.   Показ моделей форменной одежды в депо Киевского вокзала. г.Москва, август 2004 г.
<Увеличить>   <Увеличить>   <Увеличить>
   
Показ моделей форменной одежды в депо Киевского вокзала. г.Москва, август 2004 г.   Показ моделей форменной одежды в депо Киевского вокзала. г.Москва, август 2004 г.   Показ моделей форменной одежды в депо Киевского вокзала. г.Москва, август 2004 г.
<Увеличить>   <Увеличить>   <Увеличить>

Руководством ОАО «РЖД» был объявлен конкурс на разработку дизайна форменной одежды и знаков различия работников общества.

По условиям конкурса разработка новой форменной одежды осуществлялась для:

-- Высшего начальствующего состава

-- Старшего начальствующего состава

-- Среднего начальствующего состава

-- Младшего начальствующего состава

-- Рядового состава

Для каждой должности работников разрабатывались утепленная и летняя одежда, как повседневная, так и парадная, используемая в праздничные, торжественные дни.

 

Письмо члену художественного совета

 

<Подробнее>

 

Для оценки участвующих в конкурсе работ был создан художественный совет, в который был приглашен и автор статьи. Работой совета руководила комиссия ОАО «РЖД».

Эскизы предлагаемых моделей одежды, знаков различия или аксессуаров, оформленные надлежащим образом и разработанные в соответствии с требованиями концепции разработки дизайна форменной одежды и знаков различия работников ОАО "РЖД" и технического задания, участниками конкурса должны были направить в адрес комиссии. Последний срок приема эскизов - 30 июня 2004 года.

Предварительные результаты конкурса эскизов должны были быть подведены срок до 15 июля 2004 года, в действительности же сроки были сдвинуты на месяц. Предварительные итоги подводили комиссия и художественный совет в соответствии с положением о работе художественного совета.

Общий призовой фонд конкурса составил 2 млн. рублей.

Вниманию художественного совета было представлено более 500 эскизов по 13 номинациям от 36 участников. Если модели одежды были представлены в достаточном ассортименте от строгих классических моделей до самых смелых футуристических, то знаков различия не представил ни один модельер.

Была правда попытка предложить ввести знаки различия полностью идентичные знакам различия НКПС образца 1943 года (приказ НКПС 711-ц), но эта идея не нашла поддержки у членов худсовета и комиссии.

Ни один модельер не набрал высоких баллов в большинстве номинаций, поэтому конкурс был признан состоявшимся, но не выявившим победителей.

Заместитель директора Росжелдорснаба Т.И.Кузьмина, по поручению руководства ОАО «РЖД», обратилась к автору с просьбой разработать варианты знаков различия для своих работников.

В рамках проекта были предложены знаки различия в двух вариантах: первый – нарукавные знаки различия и второй – погоны.

В нарукавных знаках различия предполагалось широко использовать цветные канты в зависимости от службы: малиновый – администрация; синий – служба движения и вагонного хозяйства; зеленый – служба строительства и сооружений и желтый – служба сигнализации и связи. Таким образом предлагалось восстановить сложившуюся в тридцатые годы систему различия подразделений железнодорожного транспорта.

Идея цветных кантов и нарукавных знаков не получила поддержки руководства железнодорожной отрасли, которое отдало предпочтение ставшим уже привычными погонам.

 
  Окончательный авторский вариант знаков различия.
 

<Подробнее>

По проекту предполагалось ввести погоны нормального размера (не укороченные) с закругленным верхним краем. Погоны окантовывались сукном зеленого цвета, поле погона должно было изготавливаться из вискозного галуна специального рисунка – для высшего состава с рисунков генеральского плетения, для остальных работников – тип галуна принятый для младшего состава милиции или рядового и сержантского состава ВС РФ.

В качестве знака различия по составам предполагалось использовать угловые нашивки в нижней части погона, направленные углом вниз: одну угловую нашивку на погонах среднего состава и две угловые нашивки – на погонах старшего состава.

Знаки различия по должности имели несколько вариантов. Это и звездочки различного цветового сочетания, и шестигранники и круги.

В конце концов был выбран один вариант знаков различия, который предложено было доработать до опытных образцов во взаимодействии с московской фирмой «Хатекс», которой поручили доработку комплекта форменной одежды.

 

Опытные образцы знаков различия, изготовленные ООО "Хатекс". 2005 г. (левый погон из коллекции автора)

 

<Увеличить>

 

Итак в качестве знаков различия устанавливался погон в виде вытянутого прямоугольника с закругленным верхним краем. Поле погона выполнялось из галуна особого плетения темно-синего цвета. Все края погона, кроме нижнего, окантовывались зеленым сукном. В верхней части погона крепилась форменная пуговица и ведомственная эмблема серебристого цвета.

В центре поля погона Президента ОАО «РЖД» вышивалась серебристой канителью и мишурой звезда диаметром 30 мм. Звезда в одном мм от внешнего края имела контурную звезду зеленого цвета. В нижней части звезда была обрамлена лавровым полувенком серебристого цвета.

На погонах вице-президентов звезда не имела полувенка.

На погонах высшего состава располагались вдоль продольной оси погона аналогичные звезды диаметром 22 мм.

На поле погон старшего состава располагалось две галунные полоски углом вниз. Угол нижней полоски располагался на расстоянии в 10 мм от края погона, расстояние между полосками – 2-3 мм.

Погоны среднего состава имели одну угловую полоску.

Звезды на погонах старшего и среднего состава располагались вдоль продольной оси погона, имели тот же рисунок, что и звезды высшего состава и отличались лишь диаметром.

   

Опытный образец погон Президента, изготовленный ООО "Хатекс". 2005 г.

 

Опытные образцы знаков различия, изготовленные ООО "Хатекс". 2005 г. (средний погон из коллекции автора)

 

<Увеличить>

 

<Увеличить>

 

Для младшего состава предполагалось ввести две служебные категории с двумя и тремя звездочками, расположенными в ряд по продольной оси погона, однако в дальнейшем этот вариант не получил развития и погоны младшего состава имели лишь одну угловую полоску без звезд.

В процессе работы с фирмой «Хатекс» автору пришлось неоднократно поправлять ее руководство в плане разработанных знаков различия, потому что дизайнеры фирмы всячески пытались внедрить рисунки знаков, сообразуясь с собственным видением их дизайна.

Все это наглядно можно увидеть на примере нарукавных знаков принадлежности к РЖД.

   

Опытные нарукавные знаки принадлежности, изготовленные ООО "Хатекс". 2005 г.

 

Опытные нарукавные знаки принадлежности, изготовленные ООО "Хатекс". 2005 г.

 

<Увеличить>

 

<Увеличить>

 

Результатом совместной работы явилось появление альбома с эскизами и немногочисленные опытные экземпляры знаков различия, часть которых осела в коллекции автора.

 

Опытные образцы форменной одежды ОАО "РЖД", изготовленные ООО "Хатекс". 2005 г.

 

Рассмотрев полученные результаты руководство ОАО «РЖД» одобрило представленный вариант и даже был подготовлен проект распоряжения о их введении, однако был назначен новый руководитель ОАО «РЖД», а посему на проекте предшественника был поставлен крест.