Опытные авторские ведомственные знаки различия

Л.Н. Токарь

 

Впервые с необходимостью изготовления опытных образцов автору пришлось столкнуться при разработке знаков различия Российской транспортной инспекции в 1995 году. Предлагаемая схема знаков различия предполагала возможность использования галунов с углом направленным вниз.

Второй проблемой была форма и материал погона для ношения на рубашке (сорочке).

Необходимо было опытным путем изготовить такой погон и дать рекомендации по его промышленному производству.

 

Опытные экземпляры погон Российской транспортной инспекции. 1995 г.
(из личной коллекции автора)

 

<Увеличить>

 

За основу был взять железнодорожный рубашечный погон рядового состава. Его форма и определила внешний вид погон РТИ образца 1995 года.

В процессе работы над опытными образцами выяснилось, что выворотный кант очень хорошо ложиться именно по закруглению, а сам кант, в свою очередь, позволяет сделать ровное закругление, в то время, как укладка галуна по окружности во-первых очень трудоемка, а, во-вторых, все равно не дает ровной линии окружности, что снижает эстетический вид погона.

Изготовление опытного погона на рубашку позволило отработать алгоритм действий и остальных съемных погон РТИ.

Следующее обращение к изготовлению опытных образцов произошло в 1997 году при разработке знаков различия для работников Госкомэкологии России.

В этом случае необходимо было показать руководству службы предлагаемые форму погона и варианты знаков различия «в натуре», поскольку только опытный образец мог передать все нюансы изделий серийных.

 
 

Опытные экземпляры погон Госкомэкологии России. 1997 г.
(из личной коллекции автора)

 
 

<Увеличить>

Было изготовлено два погона из предполагаемой ткани верха костюма отличающиеся формой и знаками различия. В связи с тем, что на момент изготовления опытных образцов не существовало еще фурнитуры Госкомэкологии, то для создания полной картины на погонах была использована форменная пуговица ГТК России. В данном случае изображение на пуговице никакой смысловой нагрузки не несет.

После демонстрации опытных образцов руководство остановило свой выбор на прямоугольном погоне с закругленным верхним краем с предлагаемыми поперечными полосками и звездами.

Таким образом к этому времени уже сложился общий образ погона гражданских ведомств, который просуществует значительный отрезок времени, а некоторые элементы станут базовыми для погона гражданских чиновников.

При разработке знаков различия для Госветслужбы РФ опять возникли вопросы, которые возможно было решить только лишь имея под рукой опытные варианты изделий.

 

Опытные экземпляры погон Госветслужбы России. 1997 г.
(из личной коллекции автора)

 

<Увеличить>

 

Так, если с цветом прибора и поля погона для автора была ясность, то цвет канта погона мог быть решен только опытным путем. Для этой цели и были изготовлены несколько вариантов погон с разными по цвету кантами.

Учитывая, что цвет форменной одежды ветеринаров был темно-синий и поле погона предполагалось синего цвета, то при выборе цвета канта необходимо было учитывать цвет кантов и лампасов на обмундировании.

На основе анализа опытных образцов было принято решение о введении кантов зеленого цвета, как указывающего на ведомственную принадлежность к Министерству сельского хозяйства.

Заодно появилась возможность проанализировать внешний вид звезд на основе представленных образцов.

На том этапе в качестве знака различия была принята стандартная пятилучевая звезда, армейского образца. Связано это было с технологическими возможностями предприятий, изготавливающих фурнитуру.

 
 

Опытные экземпляры погон водного транспорта России. 1998 г.
(из личной коллекции автора)

 
 

<Увеличить>

В этот же период автором предлагаются варианты единого погона для водного транспорта. Предложение сводилось к введению погона единой формы, но с дополнительными различительными элементами.

Так, для морского транспорта предполагалось использовать галунные нашивки с рисунком ромба в средней части верхнего галуна, для речного транспорта – с углом в средней части верхнего галуна.

Кроме того, предполагалось выделить виды флота цветными кантами на погонах: белого цвета – морской флот, голубого цвета – речной флот, зеленого цвета – флот лесной промышленности и природоохранных организаций, красного – рыбопромысловый флот. Темно-синим или черным кантом предполагалось выделить береговые и административные службы всех видов флота.

 

Знаки различия Омского командного речного училища. Использована авторская разработка в виде канта голубого цвета. (из личной коллекции автора)

 

<Увеличить>

 

Проект не получил поддержки у руководства Министерства транспорта, однако некоторые элементы этой системы были использованы в дальнейшем и претворены в жизнь хотя бы на практическом уровне. Имеются в виду канты голубого цвета на погонах курсантов и учащихся учебных заведений водного транспорта.

К 2001 году возможности предприятий возросли, что позволило, при разработке знаков различия для Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (впоследствии Роспротребнадзора), попытаться использовать галунное поле на ведомственных погонах.

Первоначально цвет форменного обмундирования для Госссанэпиднадзора предполагался темно-синий, поэтому при изготовлении опытных образцов была предпринята попытка цветового решения поля погона, когда желтый (золотистый цвет) – символизировал цвета карантина, а использование синего цвета – погон цвета ткани костюма.

 
 

Опытные экземпляры погон Госсанэпиднадзора России. 2001 г.
(из личной коллекции автора)

 
 

<Увеличить>

В процессе обсуждения с руководством ГСЭН сформировалось мнение о погоне цвета ткани костюма с галунным полем, однако вскоре по совету одного из членов Геральдического совета цвет форменного костюма ГСЭН был изменен на бордовый и дальнейшие попытки изготовления галуна соответственного цвета были прекращены.

Крайним случаем изготовления опытных экземпляров явилась разработка знаков различия для Министерства юстиции в 2001 году.

Руководству, кроме эскизов, захотелось увидеть и «живые» предметы, поэтому и была изготовлена подборка знаков различия, которая была представлена заказчику.

 

Опытные знаки различия Министерства юстиции РФ. 2001 г.
(из личной коллекции автора)

 

<Увеличить>

 

В процессе изготовления образцов выяснилось, что на момент разработки невозможно изготовить погонную ленту с определенным рисунком в связи с техническими сложностями изготовителей. Рисунок галуна погонной ленты возможно было сделать только из узоров уже находящихся в производстве галунов.

Варианты такой ленты и были использованы при изготовлении опытных экземпляров.

Руководителям министерства, привыкшим к зигзагообразному рисунку поля погон высшего состава, поле погона опытных экземпляров высшего состава не пришлось по душе, поэтому проект не был одобрен к серийному производству.

Все опытные экземпляры за исключением опытных экземпляров Минюста в дальнейшем заняли место в личной коллекции автора.