Форменный костюм советских железнодорожников 1932-1934 годов

М.А.Балтрашевич

 

В данной статье мы публикуем документы, рассказывающие о введении форменного костюма на железных дорогах СССР в 1932 и 1934 годах.

Под лозунгом индустриализации в кратчайшие сроки любой ценой страна после нэпа вступила в 1930-е годы. Эти годы отмечены форсированием промышленного развития, о чем написано немало. Несравненно меньше знаем мы о товарном дефиците, росте инфляции и карточном распределении товаров. И.В. Сталин в 1930 г. провозгласил: "Мы вступили в период социализма..." Весной 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) вождь говорил уже о переходе к строительству коммунизма в СССР. Но ни тогда, ни впоследствии он не говорил о том, как и почему в 1930-е годы снижался уровень жизни населения, что являла собой карточная система, существовавшая официально с 1928 по 1935 г. и неофициально - на рубеже 1930 - 1940-х годов. В этот же период железные дороги СССР стали основным видом транспорта. На транспорте были начаты реформы системы управления. Из НКПС было выведено управление водным транспортом и 30 января 1931 года для управления речным, морским и портовым хозяйством был образован общесоюзный Наркомат водного транспорта.

2 октября 1931 года новым наркомом путей сообщения был назначен А.А. Андреев. Главной задачей для него стало внедрение новой техники. Это был продолжительный и сложный процесс, и без прямой заинтересованности рядовых работников транспорта сделать это было бы не возможно. Если еще учесть очень низкий уровень жизни в стране. Поэтому на железнодорожном транспорте принимаются меры по поднятию заработной платы, в первую очередь локомотивным бригадам и рабочим ремонтных депо. Одним из стимулов для исполнения служебных обязанностей работниками транспорта должны были стать форменный костюм и знаки различия.

Введению форменного костюма на железнодорожном транспорте предшествовало постановление ЦК ВКП(б) от 10 сентября 1930 года о снабжении всех железнодорожников связанных с движением поездов зимней спецодеждой. Была организована сеть стационарных закрытых распределителей и передвижных вагонов-лавок. Таким образом, на всех железных дорогах страны появились организации способные быстро обеспечить железнодорожников новой форменной одеждой. Хотя, если верить документам того времени снабжение было далеко не идеальным. Так в проектах перестройки Ленинградского вокзала в Москве указывается на обязательное снабжение работников вокзала форменной одеждой, так как они работают непосредственно с пассажирами и должны «прилично» выглядеть.

 

Работники железнодорожного транспорта в летней форме:

1. Проводник в синем кителе и в сапогах.

2. Работник железнодорожного транспорта (высший состав) в кителе и в брюках навыпуск.

3. Паровозный машинист 1 класса в суконной  гимнастёрке.

4.Начальник станции 2 класса  в летнем полотняном кителе и в служебной фуражке.

 

<Увеличить>

 

Но обратимся непосредственно к документам о введении формы.

На основании приказа за №403/Ц от 28 мая 1932 года народного комиссара путей сообщения товарища А.А. Андреева на железных дорогах СССР была введена форменная одежды для всех работников.

«Приказываю с 1/VI 1932 года ввести в носку единую утвержденную мною форму одежды для работников железнодорожного транспорта со знаками различия для отдельных служб (специальностей) и служебного положения агентов согласно описания рассылаемого ЦУСом отдельно.

Установленная форма одежды обязательно для ношения и подлежит выдаче личному составу железнодорожного транспорта за наличный расчет согласно прилагаемого табеля ( приложение 1). Должностным лицам железнодорожного транспорта не предусмотренным настоящим табелем разрешается приобретение и ношение форменной одежды, но без знаков различия по должности.

Ношение форменной одежды регулировать следующими правилами:

1) Ношение форменной одежды обязательно для ношения работниками железнодорожного транспорта во всех случаях несения ими служебных обязанностей, как на месте службы, так и в командировках.

2) Ношение гражданского платья разрешается вне служебных обязанностей и при нахождении вне расположения места службы.

3) Смешение установленной формы одежды с не форменной одеждой хотя бы установленного покроя – воспрещается.

Примечание: для начальников станций и дежурных по станциям при исполнении ими оперативных обязанностей ношение установленной фуражки с красным верхом остается обязательным и при форменной одежде.

4) Ношение формы других ведомств при состоянии на службе на железнодорожном транспорте воспрещается.

5) Воспрещается ношение при форменной одежде ремней и поясов не установленного образца.

6) Воспрещается ношение одежды не утвержденных образцов и не установленных или не присвоенных занимаемой штатной должности знаков различия.

7) Уволенным от службы на железнодорожном транспорте, а так же откомандированным в другие Наркоматы ношение форменной одежды -воспрещается.

8) Кроме упомянутых в описании форм одежды предметов обмундирования сохраняется право ношения при исполнении служебных обязанностей: тулупов, полушубков, бекеш, валенок для лиц, работа которых сопряжена с продолжительным пребыванием на морозе, так же дождевого плаща и специальной одежды, употребляемой на работе.

9) В период времени установленной для ношения летней формы разрешается носить вместо шинели непромокаемое пальто – плащ, с креплением на воротнике установленных петлиц и знаков различия.

 
  Зимняя форма одежды  в шинели и шапке-финке.
 

<Увеличить>

10) Ношение форменной одежды во времени ее применения (зимняя и летняя) устанавливается приказом по дороге.

11) Все предметы форменного обмундирования должны быть аккуратно пригнаны и постоянно находиться в опрятной и исправленном состоянии, при чем:

а) летняя или суконная рубаха – френч должны быть всегда застегнуты на все пуговицы и подпоясаны ремнем (при рубахе);

б) шинель носится только «в рукава» т.е. одетой. Обязательно застегнутой на все пуговицы;

в) сапоги – ботинки должны быть вычищены;

12) Окантовка петлиц на рубахе, френче, шинели и канты фуражек должны быть установленного цвета (по табелю).

13) Ношение на петлицах, присвоенных командному составу, знаков различия по должности, а так же знаков, кому таковые положены – обязательно в строгом соответствии с категорией штатной должности и присвоенным этой категории знаками различия.

14) Ношение имеющихся знаков ордена «Красного Знамени», «Красной Звезды», «Трудового Красного Знамени», «Ордена Ленина» на форменной одежде – обязательно, также как и разрешенных к ношению орденов союзных республик причем при шинелях знаки орденов носятся сверх шинели. Железнодорожники – члены ЦИК СССР и ЦИК союзных автономных республик носят установленные для них нагрудные знаки.

15) Наблюдение за выполнением настоящих правил ношения форменной одеждой возлагается на старших начальников. За несоблюдение правил ношения форменной одежды, а также появления в форменной одежде неисправной или неопрятной - на виновного распоряжением старшего начальника накладывается дисциплинарное взыскание.

Настоящее правило вступает в силу по мере поступления на дороги форменного обмундирования.

Народный комиссар путей сообщения А.А. Андреев.»

 

Приказ Народного комиссара путей сообщения №615/Ц от 5 августа 1932 года:

«О развитии приказа по введению нового форменного обмундирования.

В дополнение приказа т. Андреева от 23 мая 1932 года №403/Ц в соответствии с его телеграфным распоряжением за№1379/А от 27 июня 1932 года о введении нового форменного обмундирования. Приказываю:

А. Дороги, не вошедшие в план обмундирования новой форменной одеждой в 1932 г. (согласно указанного приказа) оставаясь при старой железнодорожной форме, обязаны немедленно:

1. Изъять старую эмблему железнодорожного транспорта «топор и якорь», заменив ее на головном уборе Красной звездой с изображением на ней паровоза, а на петлицах – французским ключом и молотом.

2. Заменить старые петлицы петлицами нового образца, с окантовками, присвоенными по службам цвета (обще командный – малиновый, эксплуатации – малиновый, тяга – синий, связь – желтый, путь – зеленый).

3. Знаками различия на петлицах прикрепляются в полном соответствии с табелем, утвержденным Приказом №403/Ц.

4. Белые пуговицы с изображением топора и якоря заменить воронеными пуговицами с изображением на них звезды и паровоза.

Б. Дороги (Московско-Курская, Московско–Белоруско–Балтийская, Московско-Казанская, Северные, Октябрьские, Южные, Юго-Западные и Западные) где вводится форменное обмундирование нового образца в текущем году, обязаны немедленно провести вышеперечисленные мероприятия, допуская ношение старой формы с изменением эмблемы, знаков различия и пуговиц впредь до поступления на дорогу форменного обмундирования образца 1932 г.

В. На Центральное Административно-организационное управление возлагаю наблюдение за соблюдением работниками железнодорожного транспорта правил ношения форменного обмундирования нового образца и соответствия знаков различия, установленных табелем, согласно приказа №403/Ц, а равно с применением табеля.

Г. Увеличения круга лиц для которых обязательно ношение форменной одежды нового образца может проводиться лишь по непосредственному приказанию Народного комиссара со включением этого увеличения в табель.

Заместитель народного комиссара путей сообщения И. Н. Миронов.»

 

Дальше, в том же 1932 году   последовала целая серия приказов о включении в табель форменного обмундирования дополнительных должностей: старших и младших диспетчеров, станционных диспетчеров, работников органов контроля, работников Центрального топливно-энергетического управления НКПС, грузового сектора ЦД и т.д. 

4 июня 1933 года ЦИК и СНК СССР утвердили Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта СССР. Согласно этому документу трудовая дисциплина состояла «в сознательном и точном» исполнении обязанностей, «беспрекословном и быстром выполнении приказов и распоряжений своих начальников». Всякое нарушение трудовой дисциплины работниками транспорта, непосредственно участвовавших в движении поездов, которое могло повлечь крушение или «расстройство движения», влекло за собой не дисциплинарную, а судебную ответственность. К тягчайшим нарушениям относились: самовольный уход с поста; нахождение на службе в нетрезвом состоянии; халатный осмотр и уход за подвижным составом, путями, стрелками; невыполнение правил сигнализации и т.п. Самовольный уход с работы карался лишением права пользования, выданным работнику на данном предприятии или учреждении продовольственной и промтоварной карточками, а также квартирой, предоставленной работнику в домах, принадлежавших железнодорожному ведомству.

 8 июля 1933 года СНК СССР и ЦИК ВКП(б) приняли постановление «О перестройке органов управления железнодорожного транспорта». Согласно постановлению устанавливалась новые структуры наркомата и  управлений железными дорогами. Укрепилось единоначалие и персональная ответственность руководителей. Сложилась четырех ступенчатая организация взаимодействия и подчинения: НКПС – дороги – отделения – линейные подразделения.

10 июля 1933 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О политотделах на железнодорожном транспорте». Политотделы являлись чрезвычайными политическими органами и были призваны обеспечить партийный контроль во всех хозяйствах железнодорожного транспорта. Постепенно число политотделов увеличилось, был введен институт партийных организаторов на станциях, в депо, дистанциях пути и т.д.

19 июля 1933 года Постановлением СНК СССР на железнодорожном транспорте вместо транспортной кооперации были созданы отделы рабочего снабжения на дорогах, а в НКПС – центральный отдел рабочего снабжения (Главорс).

            Все эти изменения не могли  не сказаться на порядке снабжения железнодорожников форменной одеждой и 14 августа 1934 года, последовал следующий приказ:

 

«Приказ Народного комиссара путей сообщения

№232/Ц от 14 августа 1934 года.

«О введении нового табеля форменного обмундирования».

В отмену всех ранее изданных распоряжений о форменном обмундировании для работников железнодорожного транспорта устанавливаю ношение формы одежды порядок выдачи и сроки носки согласно прилагаемого табеля и инструкции.

 В соответствии со знаками различия установить деление командного состава на высший – знаками различия – звездочки, средний – знаками различия – шестиугольники, младший – знаками различия – углы.

 Введенное в жизнь описание форменной одежды знаки головных уборах (красная звезда с изображением на ней паровоза) и на петлицах французский ключ и молоток оставить без изменения.

 
 

Примеры знаков различия.

Все работники железнодорожного транспорта, которым присвоено согласно табеля ношение формы обязаны выполнять следующее:

1. При исполнении служебных обязанностей, как на месте постоянной работы, так и в командировке быть в установленной форме.

Примечание: Для начальников станций и дежурных по станции при исполнении ими оперативных обязанностей ношение установленной фуражки с красным верхом обязательно.

2 Не допускать ношение формы других ведомств смешанной формы или отступления от установленных образцов форменного обмундирования и несоблюдения присвоенного должности знаков различия.

3. Форменная одежда должна быть аккуратно пригнана и постоянно находиться в исправном состоянии.

Примечание: Гимнастерка должна быть застегнута на все пуговицы и подпоясана ремнем установленного образца, шинель одетой в рукава и застегнутой, сапоги (ботинки) вычищены.

4.    В зимнее время разрешается носить

а) Шапку круглую, типа финки верх черный суконный или кожаный, края опускающиеся. На шапке красная звезда установленного образца;

б) Шинель установленного образца с нашивным барашковым воротником;

в) Валенки или бурки;

Примечание: Для лиц, работа которых сопряжена с продолжительным пребыванием на морозе сохраняется право ношения при исполнении служебных тулупов, полушубков.

5. В летнее время разрешается ношение непромокаемого пальто, плащей, с прикрепленными на воротнике петлицами со знаками различия.

6. Лицам, оставившим работу на железнодорожном транспорте (если они не награждены значком почетного железнодорожника), ношение формы не разрешается.

Приказываю всему командному составу установить строгое наблюдение за точным выполнением подчиненными настоящего приказа. За нарушение правил ношения формы несут ответственность как непосредственно виновные, так и ближайшие их начальники.

Общее наблюдение за надлежащим ношением формы и разрешением вопросов, связанных с применением табели в пределах дорог возлагаю на НА управлений дорог, а по всему железнодорожному транспорту на ЦА т. Балашова которого обязываю:

А) О всяком нарушении настоящего приказа работниками НКПС и рядовыми работниками, младшим и средним комсоставом линии сообщать соответствующим высшим начальникам, с требованием наложения на виновных взыскания в порядке Устава о дисциплине.

Б) О всяком нарушении настоящего приказа высшим комсоставом докладывать мне.

Распоряжение о ношении форменной одежды работками Транспортной Прокуратуры и железнодорожных линейных судов ( №325/ ЦОА от 5/X-1933 г.) остается в силе.

Зам. народного комиссара путей сообщения Г.И.Благонравов.»

 

«Инструкция о порядке выдачи форменной одежды работникам железнодорожного транспорта.

 

1. Выдача форменной одежды работникам железнодорожного транспорта производится в центре – Центр. Админ. Организ. Отделом из фондов обеспечиваемых ЦОХом, а не на местах:

 а) для работников аппарата Управления дороги – Админ. Орг. Отделами, по разверткам служб и отделов, из фондов, обеспечиваемых НХ;

б) для работников линии – хозяйственно-материальными отделами (через районные склады).

 2.  Взимание платы за форменную одежду производится с рассрочкой платежа на срок 6 месяцев со дня выдачи.

3.  Оплату счетов за форменное обмундирование, отгружаемое в адрес дорог, ЦОХ производит в централизованном порядке из средств, отпускаемых ЦОФом за счет списания соответствующих сумм со счетов дорог.

4.  Выдаваемая форменная одежда записывается в лицевой счет работника, с указанием выданных предметов, времени выдачи, срока носки и распиской в поручении.

Примечание: Для лицевого счета можно пользоваться личной карточкой формы ФИ-10 по учету спецодежды.

5.  Выданная работнику форменная одежда полностью оплаченная работником переходит в его собственностью

6.  При увольнении работника, по каким бы то не было причинам, с него удерживается вся неоплаченная часть суммы причитающееся за выданную форменную одежду.

7.  При перемещении работника на должность, по которой форменная одежда не положена, выданная форменная одежда остается у работника и должна быть им полностью оплачена.

8.  При перемещении работника с одной должности на другую или из одного отдела в другой, если по новой должности форменная одежда не меняется до истечения установленного срока носки и при надобности изменяются только петлицы, фуражка, при изменении цвета окантовки заменяется.

9.  Выдача нового обмундирования, до истечения срока носки ранее выданного может производиться только в исключительных случаях – пропажи, порчи и т.п. – не по вине работника, что должно быть подтверждено соответствующими документами.

10.  Помимо установленного складского учета каждая хозяйственная единица ведет также учет выданной одежды и производит исключение выносившей срок одежды по лицевым счетам получателей.

Примечание: Для учета можно пользоваться сводной карточкой формы ФИ-П по учету спецодежды.

11.  Предметы форменной одежды, выслужившие сроки носки и оставшиеся по каким либо причинам на складах употребляются на починку и переделку, а негодные реализуются в общеустановленном порядке.

12.  Ремонт и содержание в исправности, выданной на руки форменной одежды, лежит на обязанности лиц получивших ее

13.  Порядок ношения форменной одежды регулируется приказом НКПС

 

Начальник Центрального административно-организационного отдела Балашов»