<На Главную>

Погоны служащих казенных железных дорог Российской империи в период 1915 — 1917 гг.

Автор: Кирилл Сологуб (ksologub)

 

1. Железнодорожный рабочий, служащий 3-й категории, в форме военного времени армейского образца.

2. Машинист-наставник, служащий 1-й категории X разряда (коллежский секретарь).

3.Телеграфист, служащий 2-й категории.

4. Инженер для особых поручений при начальнике дороги, служащий 1-й категории VIII разряда (коллежский асессор)

Рис. К.С.Васильева

В ходе Первой мировой войны ряд гражданских ведомств и организаций Российской империи (Российское общество красного креста, Земгор — Главный по снабжению армии комитет и т.д.), в первую очередь связанных с материально-техническим обеспечением действующей армии, имели форму полувоенного образца со знаками различия в виде погон. Не было исключением и Министерство путей сообщения, отдельные категории служащих которого в качестве знаков различия получили в 1915 г. наплечные знаки (погоны) вместо воротниковых клапанов (петлиц) .
Приказом Верховного Главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича (младшего) № 75 от 03 февраля 1915 года наплечные знаки (погоны) были присвоены на время ведения военных действий «служащим по ведомству путей сообщения, состоящим на службе в чужеземных областях, занятых русскими войсками, а также в районе военных действий внутри Империи»

Наплечные плечевые знаки различия во всех гражданских ведомствах (кроме гражданских чинов полиции и тюремного ведомства) Российской империи (РИ) были отменены 11.03.1910 г . (ПСЗ РИ, Собрание третье, № 33 185).

Служащий МПС первой категории согласно приказу №75 — инженер путей сообщения в чине губернского секретаря (снимок после 1915 г.)

Служащий МПС первой категории согласно приказу №75 — инженер путей сообщения в чине губернского секретаря (снимок после 1915 г.) <Увеличить>
Служащий МПС первой категории согласно приказу №75 — инженер путей сообщения в чине титулярного советника
Служащий МПС первой категории согласно приказу №75 — инженер путей сообщения в чине титулярного советника (снимок 1917 г .) <Увеличить>
Служащий МПС второй категории
Служащий МПС второй категории согласно приказу №75 (снимок после 1915г.) <Увеличить>
Служащий МПС первой категории согласно приказу №75 - инженер путей сообщения в чине коллежского советника
Служащий МПС первой категории согласно приказу №75 - инженер путей сообщения в чине коллежского советника <Увеличить>

Для высших чинов министерств и ведомств РИ (министров, главноуправляющих отдельными частями, государственного секретаря, обер-прокурора Святейшего Синода и лиц, пользовавшихся равными с ними правами) продольные наплечные знаки были восстановлены 23.06.1912 г . (ПСЗ РИ, Собрание третье, № 37 471), до этого продольные плечевые знаки министру путей сообщения, товарищу министра путей сообщения, а также классным чинам судоходного надзора были введены 24.08.1904 г. (ПСЗ РИ, Собрание третье, № 25 072).

Теперь в зависимости от своего служебного положения указанные служащие разделялись на три категории — высших, средних и низших.

Титульный лист Приказа Верховного Главнокомандующего №75 от 3 февраля 1915г

Титульный лист Приказа Верховного Главнокомандующего №75 от 3 февраля 1915г. <Увеличить>

Служащим, занимающим должности, отнесенные к первой категории, как состоящим на государственной службе, так и занимающим указанные должности по вольному найму, были присвоены согласно разрядам должностей погоны, аналогичные погонам военных чиновников. Лица, состоявшие на государственной службе могли носить погоны по классу должности или чину, если таковые были выше разряда занимаемой должности. Каждому разряду полагались погоны по соответствующему классу «Табели о рангах», т.е. V разряду – погоны V класса и т.д.

Служащим, занимающим должности, отнесенные ко второй категории, были присвоены погоны фельдъегерского образца из галуна по цвету пуговиц.

Служащие первой и второй категории получали право ношения личного оружия – револьверов.

Служащим, занимающим должности, отнесенные к третьей категории, были присвоены погоны зеленого цвета по образцу, установленному для нижних чинов. На погонах размещалась шифровка в виде букв П.С. и выпушка, цвет которой определялся родом службы: служба пути имела зеленую, тяги — синюю, движения — малиновую, телеграфа — желтую, материальной службы — фиолетовую.

Путейские инженеры на строительстве Мурманской железной дороги.

Путейские инженеры на строительстве Мурманской железной дороги. Фото заимствовано из Интернета <Увеличить>

Старшие служащие третьей категории по распоряжению начальников казенных железных дорог могли носить на погонах унтер-офицерские нашивки.

Автор выражает признательность Игорю Николаевичу Цымбалу (г. Санкт-Петербург)за предоставленный оригинальный текст приказа №75.

Фотопортреты, являющиеся иллюстрациями к настоящей статье, являются собственностью автора.

Оригинальная статья под названием «В помощь генеалогу: погоны служащих казенных железных дорог Российской империи (1915—1917 гг.)» опубликована в альманахе «Генеалогия» (№12/2010, с. 99-111)

Редакция благодарит Алексея Волкова (Генерал-директор) и Владимира Глазкова (Parovoz) за помощь при разработке иллюстраций.


<На Главную>