<На Главную>
 

 

 Форма одежды и знаки различия работников Министерства электростанций СССР

Авторы:  Леонид Токарь, Олег Козлов

 

С окончанием Великой отечественной войны перед государством остро встала проблема восстановления разрушенного хозяйства. Миллионные потери трудоспособного населения и квалифицированных рабочих кадров ставили перед руководством страны задачи быстрейшего создания в каждом министерстве квалифицированных кадров для восстановления народного хозяйства.

В целях ликвидации отставания строительства электростанций от нужд народного хозяйства, ускорения вода в действие мощностей на электростанциях Совет Министров СССР 26 мая 1951 года принимает постановление № 1774 (1) о мероприятиях по созданию постоянных квалифицированных кадров, о преимуществах, льготах и награждении работников строительства электростанций и сетей министерства электростанций, министерства внутренних дел СССР, министерства черной металлургии и министерства цветной металлургии.

 
 

Группа сотрудников Ленэнерго (Увеличить)

В этот же день издано постановление СМ СССР № 1775 (2), которым утверждалось Положение о прохождении службы руководящими и инженерно-техническими работниками строительств, предприятий и организаций Министерства электростанций, а также вводились для аттестованных руководящих и инженерно-технических работников строительств, предприятий и организаций, а также для бригадиров по эксплуатации, ремонту, строительным и монтажным работам и рабочих ведущих профессий, электростанций, сетей и энергосбытов Министерства электростанций форменная одежда и знаки различия.

4 декабря 1951 года Совет Министров СССР принимает постановление № 4945 (3) об утверждении формы одежды и знаков различия для руководящих и инженерно-технических работников, бригадиров и рабочих ведущих профессий Министерства электростанций.

Для руководящего и инженерно-технического состава устанавливалась повседневная и парадная форменная одежда. Для рабочих - повседневная форменная одежда и спецодежда.

Форменная одежда инженерно-технического и руководящего состава состояла из:

фуражки тёмно-серого цвета, которая надевалась при форменном пальто и костюме, при белом кителе на фуражку надевался белый чехол;

шапки из каракуля серого цвета для высшего руководящего состава, шапки из чёрного каракуля для старшего состава и шапки-ушанки из чёрной цигейки для среднего состава;

пальто демисезонного тёмно-серого цвета;

пальто летнего тёмно-серого цвета;

тужурки двубортной тёмно-серого цвета;

кителя из шерстяной ткани, льняной и хлопчатобумажной ткани кремового или белого цвета;

брюк навыпуск тёмно-серого цвета к тужурке и кителю;

тужурки парадной чёрного цвета;

брюк к парадной тужурке навыпуск чёрного цвета;

ботинок хромовых.

Форменная одежда младшего технического состава состояла из:

фуражки тёмно-серого цвета, надеваемой при форменном пальто и костюме;

шапки-ушанки из чёрной цигейки;

пальто чёрного цвета;

кителя из полушерстяной ткани тёмно-серого цвета;

брюк навыпуск темно-серого цвета;

ботинок кожаных.

  Форма одежды работников Министерства электростанций СССР  
         
  Директор I ранга электростанций в парадной тужурке   Главный директор электростанций I ранга в тужурке   Директор I ранга электростанций в  тужурке   Мастер (начальник смены) I класса электростанций в кителе закрытом  
         
  Техник I ранга электростанций в летнем кителе белого цвета   Главный директор  электростанций  I ранга  в зимнем пальто   Младший техник электростанций в зимнем пальто   Мастер (начальник смены) I класса электростанций в рабочей блузе  

 

 

Рисунки Л.Н. Токаря

 

Для инженерно-технических работников из числа женщин, которым было положено ношение форменной одежды, форма одежды устанавливалась та же, что и для мужчин, за исключением брюк и фуражки, которые заменялись соответственно юбкой и беретом (в зимнее время шапкой-ушанкой).

Тужурка двубортная для высшего руководящего, старшего и среднего инженерно-технического состава с открытыми лацканами из шерстяной ткани тёмно-серого цвета, имела два ряда больших форменных позолоченных латунных пуговиц с государственным гербом, расположенных двумя рядами по 3 пуговицы в ряду, застёгивалась на две пуговицы. Воротник тужурки отложной с синей окантовкой, на краях воротника петлицы установленного образца. На полочках тужурки прорезные поперечные карманы, прикрытые клапанами; на левой полочке (на груди) имелся прорезной карман. Рукава двухшовные гладкие. На обшлагах у локтевого шва расположены по две малых позолоченных латунных пуговицы. Спинка тужурки со швом. Ширина обшлага вместе с кантом 9 см.Тужурка изготавливалась на серой подкладке до низа, у высшего состава – шелковой (рис.2,3).

Брюки навыпуск изготовлялись двухшовные без манжет из материала в цвет тужурки с синим кантом по боковым швам и у высшего состава лампасами шириной 2,5 см, расположенными на расстоянии 0,5 см от канта. Ширина низа для 48 размера была 28 см. Брюки имели шёлковую подкладку.

Летний китель изготавливался из шерстяной ткани кремового или белого цвета для высшего руководящего состава, из полушерстяной ткани или рогожки для старшего и среднего инженерно-технического состава. Застежка кителя производилась левой полой на 5 больших форменных латунных позолоченных пуговиц. Полы кителя прямые с двумя верхними прорезными карманами, прикрытыми фигурными клапанами. Воротник кителя отложной, застегивающийся на 1 крючок. На концах воротника петлицы установленного образца. Рукава двухшовные. Внизу обшлагов на локтевом шве расположено по две малых форменных позолоченных латунных пуговицы. Спинка кителя без шва. Китель кремовый или белый из льняной или хлопчатобумажной ткани изготавливался без подкладки (рис.5).

Брюки навыпуск изготавливались из шерстяного материала тёмно-серого цвета с синим кантом по боковым швам, без манжет, а для высшего руководящего состава с лампасами. Брюки имели шёлковую подкладку.

 
Рис. Л.Н.Токаря  

Тужурка парадная для высшего руководящего, старшего и среднего инженерно-технического состава изготовлялась из шерстяной ткани чёрного цвета на шёлковой подкладке для высшего и старшего инженерно-технического состава, из шерстяной ткани чёрного цвета на сатиновой подкладке для среднего инженерно-технического состава.

Тужурка двубортная образца повседневной формы. На воротнике и обшлагах золотое шитье – дубовые листья. К тужурке полагались брюки из того же материала (рис.1).

 

Форменное зимнее-демисезонное пальто для высшего, старшего и среднего инженерно-технического состава изготовлялось для высшего и старшего инженерно-технического состава из драпа тёмно-серого цвета и для среднего инженерно-технического состава из сукна тёмно-серого цвета. Пальто двубортное с двумя рядами форменных позолоченных пуговиц, по 4 пуговицы в ряд, и 4 малых форменных позолоченных пуговицы на хлястике. На концах воротника демисезонного пальто петлицы установленного образца. Рукава пальто двухшовные гладкие. Два кармана прямых поперечных, прорезных, прикрытых клапанами и один карман в подкладке с левой стороны. Сзади внизу разрез (шлиц), застёгивающийся на 4 позолоченных пуговицы малого размера. Длина пальто от пола 27 см.

Пальто высшего инженерно-технического состава по краям борта, воротника, клапанов и хлястика имело кант из синего сукна. Подкладка шёлковая серого цвета. Пальто остального состава имело кант из синего сукна по краям воротника (рис.6).

Зимой к пальто мог пришиваться каракулевый воротник серого цвета для высшего состава, черного цвета для старшего состава и из чёрной цигейки для среднего состава, а также подшиваться утеплённая подкладка.

Пальто летнее для высшего, старшего и среднего инженерно-технического состава двубортное с застёжкой на 3 форменных большого размера пуговицы — при открытых лацканах свободного покроя, с гладкими полами, со сшивной спинкой, с отложным воротником и обыкновенными рукавами, изготовлялось для высшего состава из коверкота или габардина тёмно-серого цвета, для старшего и среднего инженерно-технического состава из полушерстяной ткани тёмно-серого цвета, на подкладке до низа. Длина пальто от пола 28—32 см. Полы пальто с двумя стачными (без настрочки) вытачками и с прорезными поперечными боковыми карманами, прикрытыми клапанами. Лацканы имели по одной петле. Спинка посредине внизу имела потайную (скреплённую вверху внутри) шлицу длиной около 47 см, шлица застёгивалась на 4 малых форменных пуговицы. На уровне талии спинка имела два равных встречных полухлястика прямоугольной формы шириной 8 см, застёгивающихся своими концами на 2 форменные пуговицы, пришитые к правому полухлястику. Рукава двухшовные гладкие. На концах воротника нашивались петлицы установленного образца;

 
Кокарда к головным уборам высшего руководящего, старшего и среднего инженерно-технического состава  (Увеличить)  

Пальто зимнее-демисезонное для младшего технического состава изготовлялось из грубошерстной шерстяной ткани чёрного цвета, с двумя рядами больших форменных латунных пуговиц и петлицами установленного образца на краях воротника. К зимнему пальто мог пришиваться воротник из чёрной цигейки.

Фуражка для высшего инженерно-технического состава изготовлялась из шерстяной ткани тёмно-серого цвета с двумя синими кантами между околышем и тульей и между тульей и верхом фуражки. Козырёк фуражки средний лакированный. У нижней части тульи непосредственно над козырьком располагался плетёный золотой шнур из филиграна, прикрепляемый к двум малым форменным пуговицам с гербом, пришитым по обе стороны козырька. Посредине околыша прикреплялась кокарда.

Кокарда овальной формы, гофрированная, из серебристого металла. В центре щиток, покрытый эмалью синего цвета. В центре щитка вызолоченный герб СССР. Высота кокарды 30 мм, ширина 25 мм.

Шапка для высшего руководящего состава изготовлялась из серого каракуля. На шапке располагалась одна кокарда.

Тип и армировка фуражки для старшего и среднего инженерно-технического состава были те же, что и для высшего состава; вместо золотого шнура над козырьком крепился чёрный подбородный лакированный ремешок. Козырёк фибровый, лакированный.

Фуражка для младшего состава изготовлялась из шерсти тёмно-серого цвета с синими кантами между околышем и тульей и между тульей и верхом (донышком). На околыше фуражки младшего состава крепилась эмблема установленного образца.

 

Шапка для старшего инженерно-технического состава изготовлялась из чёрного каракуля, шапка-ушанка для среднего и младшего состава — из чёрной цигейки.

Рубашка гладкая, светло-серая или белая, с мягким воротником, шёлковая для высшего состава и хлопчатобумажная для старшего, среднего и младшего состава. Галстук тёмно-серый.

Форменный костюм бригадира и рабочего состоял из следующих предметов:

а) Повседневная  одежда: фуражка из тёмно-серого сукна с синими кантами между околышем и тульей и между тульей и верхом (донышком); шапка-ушанка из цигейки чёрного цвета; китель из полушерстяной ткани тёмно-серого цвета; брюки навыпуск из того же материала; пальто чёрного цвета из грубошерстной ткани; ботинки кожаные.

б) Производственная одежда (спедодежда): блуза хлопчатобумажная тёмно-серого цвета; брюки из той же ткани того же цвета.

Китель закрытый однобортный изготовлялся из полушерстяной ткани тёмно-серого цвета. Застёжка кителя на 5 больших форменных пуговиц. Полы кителя прямые с верхними прорезными карманами, прикрытыми клапанами, рукава двухшовные с прямыми обшлагами. Воротник отложной, окантованный синим сукном, застёгивался на 2 крючка. На углах воротника петлицы синего сукна с поперечными посеребрёнными лычками от 1 до 3 лычек. На петлицах прикреплялись позолоченные эмблемы (рис.4).

Брюки изготовлялись из однородной с кителем ткани и имели синий кант по боковым швам. Ширина низа для 48 размера 26 см.

 
Эмблема к головному убору младшего и рядового состава электростанций (Увеличить)  
 
Эмблема к головному убору младшего и рядового состава электросетей (Увеличить)  

Пальто зимнее — демисезонное изготовлялось из грубошерстной ткани чёрного цвета с 2 рядами форменных пуговиц по 4 пуговицы на борту. На спинке хлястик с двумя форменными малыми пуговицами. На углах воротника демисезонного пальто петлицы синего сукна с наложенными на них позолоченными эмблемами. Зимой к пальто пристёгивался воротник из цигейки чёрного цвета. Спинка посредине внизу имела потайную (скреплённую вверху внутри) шлицу длиной около 47 см, шлица застёгивалась на 4 малых форменных пуговицы. Зимой к пальто подшивалась утеплённая подкладка (рис.7).

Фуражка из тёмно-серого материала. Между околышем и тульей и между тульей и верхом фуражки канты синего цвета. Козырёк фуражки твёрдый. На околыше прикреплялась эмблема.

Шапка-ушанка изготовлялась из цигейки чёрного цвета, донышко шапки из чёрной хлопчатобумажной ткани, однородной с пальто.

Блуза изготовлялась из хлопчатобумажной ткани тёмно-серого цвета (молескин, диагональ или полудвунитка), имела однобортную застёжку на металлических форменных пуговицах. Воротник отложной с петлицами установленного образца. Блуза имела два верхних и два нижних накладных кармана, нагрудные карманы с клапанами (рис.8).

Брюки из той же ткани, что и блуза.

Для работниц, которым было положено ношение форменной одежды, форма одежды устанавливалась та же, что и для мужчин, за исключением брюк и фуражки, которые заменялись соответственно юбкой и беретом (в зимнее время — шапкой-ушанкой).

 

 

Петлицы инженера первого ранга электростанций из коллекции О.Козлова (Увеличить)

Знаки различия руководящего и инженерно-технического состава строительно-монтажных организаций по строительству электростанций и сетей, действующих электростанций, сетей, энергосистем и их производственных служб и лабораторий, энергосбытов, энергопоездов и треста передвижных электростанций, проектных, наладочных и ремонтных предприятий и организаций и центрального аппарата Министерства электростанций размещались на петлицах.

Петлицы пришивались на концах воротника тужурки, кителя, демисезонного и летнего пальто.

Петлицы имели форму прямой полоски длиной 12 см, шириной вместе с кантом 3,2 см, для высшего состава 3,5 см, со скошенными концами. Петлицы изготовлялись из приборного сукна синего цвета и окантовывались с трёх сторон кантом из приборного сукна светло-синего цвета.

Петлицы высшего инженерно-технического и руководящего состава изготовлялись из синего бархата на суконном подбое и окантовывались золотой канителью.

Петлицы младшего состава изготовлялись из сукна синего цвета со светло-синей окантовкой.

Петлицы генерального директора электростанций.

На петлицах вышивался золотом герб Советского Союза высотой 30 мм и шириной 25 мм. Ниже герба располагалась вышитая золотом пятиконечная звезда с золотым сиянием, диаметр звезды 25 мм.

Петлицы высшего руководящего состава.

На петлицах вверху вышивалась золотом эмблема электростанций. На полях петлиц вертикально располагались вышитые золотом пятиконечные звёзды диаметром 20 мм. На петлицах главного директора электростанций располагались по 4 звезды, главного директора электростанций I ранга — по 3 звезды, главного директора электростанций II ранга — по 2 звезды и главного директора электростанций III ранга — по 1 звезде.

 
   

Петлицы старшего инженерно-технического состава.

На поле петлиц старшего инженерно-технического состава располагались вышитые золотом два продольных просвета шириной по 2 мм с расстоянием между ними 8 мм. На петлице инженерно-технического состава электростанций располагалась эмблема—турбина золотистого цвета с молнией серебристого цвета и на петлице инженерно-технического состава электросетей эмблема — мачта тока высокого напряжения золотистого цвета с молнией серебристого цвета. На петлицах располагались металлические золотистого цвета звёзды диаметром 16 мм.

Знаки различия старшему инженерно-техническому составу устанавливались:

директору I .ранга электростанций, электросетей — 2 золотых просвета и 3 звёздочки;

директору II ранга электростанций, электросетей — 2 золотых просвета и 2 звёздочки;

директору III ранга электростанций, электросетей—2 золотых просвета и 1 звёздочка.

Для директоров административной службы электростанций, электросетей знаки различия на петлицах устанавливались: просветы, вышитые серебром, звёзды серебряные металлические.

Петлицы среднего инженерно-технического состава.

На петлицах среднего инженерно-технического состава, помимо эмблем, указанных для старшего инженерно-технического состава, располагались знаки различия: вышитый золотом один продольный просвет и металлические золотистого цвета звёзды диаметром 13 мм.

Знаки различия среднему инженерно-техническому составу устанавливались:

инженеру I ранга электростанций, сетей — золотой просвет и 3 звёздочки;

инженеру II ранга электростанций, сетей — золотой просвет и 2 звёздочки;

инженеру III ранга электростанций, сетей — золотой просвет и 1 звёздочка;

технику I ранга электростанций, сетей — серебряный просвет и 1 звёздочка;

технику II ранга электростанций, сетей — на чистом поле петлицы 2 звёздочки;

технику III ранга электростанций, сетей — на чистом поле петлицы 1 звёздочка.

Петлицы младшего технического состава.

Петлицы младшего технического состава изготовлялись из сукна синего цвета со светло-синей окантовкой установленного образца.

На петлице младшего технического состава электростанций располагалась эмблема — турбина золотистого цвета с молнией серебристого цвета и на петлице младшего технического состава электросетей — эмблема — мачта тока высокого напряжения золотистого цвета с молнией серебристого цвета.

На петлице младшего техника электростанций, сетей располагались 3 поперечные золотые галунные нашивки шириной по 5 мм, на петлице мастера (начальника смены) I класса электростанций, сетей — 2 поперечные нашивки и на петлице мастера (начальника смены) II класса — одна нашивка.

На петлицах бригадиров и квалифицированных рабочих располагались 1-3 поперечные серебристые галунные нашивки шириной по 5 мм. Соответствие количества нашивок конкретной должности определялось особым табелем.

Постановлением Совета Министров СССР от 6 июля 1954 года № 1390 данные форма одежды и знаки различия были отменены. 

(1) – ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 81, д. 1094 л. 273-287

(2) – ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 81, д. 1094 л. 263-272

(3) – ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 81, д. 1101 л. 106-118

Авторы благодарят Алексея Волкова за предоставленные материалы.

 
 
 
<На Главную>